Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2013 по делу N А55-7280/2013 <О признании недействующими некоторых частей Лесного плана Самарской области в новой редакции, утв. распоряжением Губернатора Самарской области от 09.04.2012 N 36 и лесохозяйственного регламента Ново-Буянского лесничества Самарской области в новой редакции, утв. приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 215 от 17.08.2012>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу № А55-7280/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 2 октября 2013 года
Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего
судьи Коршиковой Е.В.
судей
Матюхиной Т.М., Мальцева Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой М.Д.
рассмотрев в судебном заседании 25 сентября 2013 года дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Спектр"
к 1. Губернатору Самарской области,
2. Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
третьи лица:
Департамент охоты и рыболовства Самарской области
ФГУП "Рослесинфорг"
о признании недействующим нормативного правового акта в части
при участии в заседании
от 1 заинтересованного лица - Малышев И.А., доверенность от 28.01.2013
от 2 заинтересованного лица - Притулина Е.А., доверенность 11.01.2013

установил:

ООО "Альфа-Спектр" обратилось в арбитражный суд с уточненным в ходе судебного разбирательства заявлением к Губернатору Самарской области, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании недействующим нормативно-правового акта, в котором просило:
1. Признать недействующим Лесной план Самарской области в новой редакции, утвержденный распоряжением Губернатора Самарской области от 09.04.2012 № 36, в части:
- цифрового обозначения "21896" в строке "Ново-Буянское" Таблицы 2.5. Площадь лесных участков, пригодных для передачи в аренду для ведения охотничьего хозяйства и охоты по лесничествам;
- цифрового обозначения "8425" в графе "Лесопарки" строки 10 Приложения № 1.1.3-1 Распределение площадей лесных насаждений Самарской области по категориям защитности.
2. Признать недействующим Лесохозяйственный регламент Ново-Буянского лесничества Самарской области в новой редакции, утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 215 от 17.08.2012, в части:
- слов "Части кв. 13, 20, 21. Кв. 1-12, 14-19, 22-81" и цифрового обозначения "8425,0" строки "Лесопарковые зоны" графы участкового лесничества "Узюковское" Таблицы 3 раздела 1.6 Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов;
- цифрового обозначения "8425,0" строки "Узюковское" и строк "Итого" графы "Лесопарковые зоны" Таблицы 3.1. Распределение площади по категориям защитных лесов по всему тексту таблицы;
- слов "Части кв. 13, 20, 21" и цифрового обозначения "397,0" строки "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" графы участкового лесничества "Узюковское" раздела "Земли лесного фонда лесничества" Таблицы 5. Виды разрешенного использования лесов;
- цифрового обозначения "21450,0" строки "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" раздела "Всего по лесному фонду лесничества" Таблицы 5. Виды разрешенного использования лесов;
- цифрового обозначения "21637,0" строки "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" раздела "Всего по лесничеству" Таблицы 5. Виды разрешенного использования лесов.
Рассмотрев заявленное в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство, суд счел изменение предмета первоначально заявленных исковых требований не противоречащим закону и не нарушающим права других лиц. Дело рассматривается в рамках требований Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Спектр", сформулированных в его ходатайстве от 15.07.2013 (т. 4 л.д. 142-144).
Ходатайством от 06.06.2013 (т. 3 л.д. 115-116) заявитель заявил отказ от требований в части признания недействующим Лесного плана Самарской области в новой редакции, утвержденного распоряжением Губернатора Самарской области от 09.04.2012 № 36, в части:
- цифрового обозначения "21896" в строке "Ново-Буянское" Таблицы 2.5. Площадь лесных участков, пригодных для передачи в аренду для ведения охотничьего хозяйства и охоты по лесничествам;
- цифрового обозначения "8425" в графе "Лесопарки" строки 10 Приложения № 1.1.3-1 Распределение площадей лесных насаждений Самарской области по категориям защитности.
По заявленному отказу Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возразило, указывая на то, что оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента производны и находятся в зависимости от положений Лесного плана. Однако, данные доводы не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку сведений, позволяющих идентифицировать распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, Лесной план не содержит, а указание общей площади лесов в рассматриваемом случае не свидетельствует о невозможности принятия заявленного отказа.
Рассмотрев в судебном заседании поступившее ходатайство, суд счел его соответствующим статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленный отказ от иска - не противоречащим законодательным актам и не нарушающим прав иных лиц. Учитывая изложенное, отказ от иска судом принимается.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. Производство по делу в указанной части следует прекратить.
Представитель Губернатора Самарской области требования не признал.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Департамент охоты и рыболовства Самарской области оставил разрешение вопроса по существу спора на усмотрение суда, что отражено в представленном в материалы дела отзыве (т. 4 л.д. 91-94). О времени и месте судебного разбирательства Департамент извещен определением суда, полученным им 16.09.2013, что подтверждено уведомлением 443925 64 85583 2.
ФГУП "Рослесинфорг" о времени и месте судебного разбирательства извещено определением суда, полученным им 15.09.2013, что подтверждено уведомлением 443925 64 85584 9.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира № 6727 от 19.04.2005, выданной Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Самарской области Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, ООО "Альфа-Спектр" было разрешено осуществлять охоту в границах территории, определенной согласно приложению к Приказу Минсельхозпрода Самарской области от 27.04.2005 № 68-р и Приложению № 1 к выданной лицензии.
На основании указанного Приказа Минсельхозпрода Самарской области от 27.04.2005 № 68-р с ООО "Альфа-Спектр" был заключен договор о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, не находящимся в федеральной собственности от 19.05.2005.
Согласно пункту 1.1. указанного договора пользователю объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, было предоставлено охотничье хозяйство "Рассвет", расположенное в Ставропольском районе Самарской области, на срок с 27.04.2005 по 27.04.2030 общей площадью 3,980 га. В границах, согласно Приложению № 1 к договору.
Заявлением от 11.07.2012 вх. № 1214 ООО "Альфа-Спектр" обратилось в Департамент охоты и рыболовства Самарской области с просьбой о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении территории охотничьего хозяйства "Рассвет", расположенного лесных кварталах № 12, 19, 20, 26, 27, 28, 34, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79 Узюковского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области.
По результатам рассмотрения указанного обращения Департаментом охоты и рыболовства Самарской области заявителю по делу было направлено письмо от 25.12.2012 № 6-01/1904 об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения и предоставлении права на добычу охотничьих ресурсов, обитающих на указанной территории, в связи с тем, что согласно Лесохозяйственному регламенту Ново-Буянского лесничества, утвержденному приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 215 от 17.08.2012, все лесные участки, расположенные в испрашиваемых лесных кварталах, имеют целевое назначение "Лесопарковая зона", где в силу пункта 2 части 3 статьи 105 Лесного кодекса РФ запрещается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
На основании изложенного ООО "Альфа-Спектр" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, полагая, что принятый нормативно-правовой акт, установивший статус лесопарковой зоны на территории, ранее предоставленной заявителю для ведения охотничьего хозяйства, в данной части незаконен и ущемляет его интересы как владельца права на добычу охотничьих ресурсов.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что Лесохозяйственный регламент Ново-Буянского лесничества Самарской области в новой редакции был утвержден приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 215 от 17.08.2012 (опубликован: "Волжская коммуна", № 424 (28352), 16.11.2012). Согласно разделу 1.6 Лесохозяйственного регламента Ново-Буянского лесничества в части Узюковского лесничества строка "Лесопарковые зоны": к лесопарковым зонам относятся "части кв. 13, 20, 21, кв. 1-12, 14-19, 22-81" площадью "8 425,0 га".
Территория охотничьего хозяйства "Рассвет" в 3,980 га полностью попадает в территорию лесопарковой зоны, так как расположено в лесных кварталах № 12, 19, 20, 26, 27, 28, 34, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79 Узюковского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области.
Таким образом, отнесение Лесохозяйственным регламентом Ново-Буянского лесничества, утвержденным приказом Минлесхоза от 17.08.2012 № 215, лесов территории охотхозяйства "Рассвет" к лесопарковой зоне, означая запрет на осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, нарушает законный интерес ООО "Альфа-Спектр" в продолжении этих видов деятельности, гарантированные законом права ООО "Альфа-Спектр" на:
- пользование объектами животного мира, предоставленными в пользование на основании долгосрочной лицензии и договора в соответствии с действовавшим законодательством;
- получение земельных участков в производственных целях в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации;
- сохранение права долгосрочного пользования животным миром, которое возникло на основании долгосрочной лицензии прежде вступления в силу Закона об охоте, до истечения срока действия данной лицензии;
- заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
ООО "Альфа-Спектр" указывает на несоответствие оспариваемого нормативного акта пунктам 15, 21, 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007, определяющим специальный порядок установления и изменения площади и границ лесопарковой зоны, а также - пункту 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 № 516, предусматривающему, что установление границ лесопарковых зон производится в соответствии с Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1007.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной выше статьи Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 № 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 декабря 2009, № 51.
В соответствии с пунктом 5 Положения границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.
Согласно действующему Лесному кодексу Российской Федерации, введенному в действие 1 января 2007 г., лесопарковые зоны являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, изымаются из хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования (статья 102).
Частью 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов деятельности, осуществление которых в лесопарковых зонах запрещается.
Федеральным законом от 14 марта 2009 г. № 32-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", который дополнен статьей 8.1, предусматривающей, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий и в соответствии с вышеуказанной нормой Федерального закона в оспоренном заявителем пункте 5 Положения отразило положение о том, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, установленные Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 указанного Положения решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо по предложениям заинтересованных органов местного самоуправления.
В силу пункта 21 названного Положения функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.
Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.
Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 23 названного Положения).
Таким образом, определение площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ таких зон отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проектная документация разрабатывается по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Подготовку проектной документации осуществляют лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству или землеустройству в установленном порядке (далее - разработчик).
Пунктами 19 - 22 указанного Положения предусмотрен особый порядок согласования и утверждения проектной документации органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В частности, функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.
Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 (ред. от 23.11.2011) "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области" к полномочиям указанного министерства относится, в том числе, определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Таким образом, органом, принимающим по результатам рассмотрения соответствующей проектной документации нормативно-правовой акт (решение) об установлении границ и площади лесопарковых зон на территории Самарской области, является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В соответствии с пунктом 10 Приказа Рослесхоза от 04.04.2012 № 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Изложенное подтверждает правомерность довода заявителя о том, что Лесохозяйственный регламент Ново-Буянского лесничества Самарской области, в части установления границ и площади лесопарковых зон на территории Самарской области, должен быть основан на принятом в установленном порядке соответствующем решении Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Сведения о том, что Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области было принято решение об установлении границ и площади лесопарковых зон на территории Самарской области, суду не представлены.
В обоснование возражений Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ссылается на то, что Ново-Буянский лесхоз был организован в 1936 году. В его состав входило 4 лесничества: Узюковское, Ново-Буянское, Старобинарадское, Задельненское. Первое лесоустройство отдельных лесных дач лесхоза проводилось русскими лесоводами еще в дореволюционное время (1885 - 1903 гг.). Первое лесоустройство в советское время было проведено в 1927 - 1928 гг., при котором впервые произведена съемка границ и планшетных рамок лесных массивов. Последующие лесоустроительные работы проводились в 1935 - 1936 гг., 1951 гг., 1960 - 1961 гг., 1972 - 1973 гг., 1984 - 1985 гг. Последнее лесоустройство датировано 1995 годом, что нашло свое отражение в Проекте организации и развития лесного хозяйства Ново-Буянского лесхоза 1995 года. Согласно данным таксационного описания Ново-Буянского лесничества Узюковского участкового лесничества последнего лесоустройства 1995 года лесные кварталы N№ 12, 19, 20, 26, 27, 28, 34, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79 отнесены к лесопарковой части зеленых зон; в основе оспариваемого заявителем Лесохозяйственного регламента Ново-Буянского лесничества Самарской области положены материалы лесоустройства 1995 года.
Однако, имеющееся в деле решение Куйбышевского облисполкома от 07.04.1972 № 187, на которое ссылается Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области как на указанное в материалах лесоустройства 1995 г. правовое основание выделения лесопарковой зоны (лесопарковой части лесов зеленой зоны) является обращением к Совету Министров РСФСР и само по себе правоустанавливающей силы не имеет. Кроме того, из текста указанного решения невозможно установить, что оно каким-либо образом относится к спорным лесным кварталам, занимаемым сейчас охотхозяйством "Рассвет".
В обоснование возражений Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ссылается на то, что зеленые зоны на территории Ново-Буянского лесничества были учтены еще при утверждении Лесного плана Самарской области 2008 года, Лесохозяйственный регламент Ново-Буянского лесничества Самарской области, разработанный в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса, вступил в силу до введения в действие Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", следовательно, не может быть признан незаконным по причине несоответствия ему.
Однако, Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитное, утвержденное приказом Рослесхоза от 29.03.1994 № 68, действовавшее в период разработки, и утверждения лесхозрегламента 2008 года не предоставляло субъектам Российской Федерации право установления границ и других параметров зеленых, лесопарковых зон; соответствующее решение должно было приниматься федеральным органом исполнительной власти.
Сведений об официальной публикации лесхозрегламента 2008 года в порядке, установленном Законом Самарской области от 10.05.1995 № 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" в материалах дела не имеется. При этом, в соответствии со ст. 3 указанного Закона Самарской области от 10.05.1995 № 3-ГД любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности юридических лиц, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке.
Довод Министерства лесного хозяйства об отсутствии необходимости разработки лесохозяйственного регламента в порядке, установленном пунктами 15, 21, 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007 в силу пункта 5 указанного Положения, устанавливающего, что границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон; не может быть признан обоснованным как в силу вышеизложенного, так и по причине отсутствия в Положении об определении функциональных зон прямого указания на освобождение соответствующего органа от подготовки и принятия решения на основании утвержденной проектной документации в данном случае. Поскольку, по мнению суда, в процессе проектирования и принятия соответствующего решения границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, могли быть учтены и приняты в соответствии с пунктом 5 Положения об определении функциональных зон при проектировании таких зон.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
На основании ч. 1 ст. 27 Лесного кодекса РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 2 указанной статьи одним из ограничений допускается установление ограничения использования лесов в виде запрета на проведение рубок.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, в том числе устанавливается ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 87 ЛК РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Изложенное выше подтверждает правомерность доводов заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного акта приведенным ч. 5 ст. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
Заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого им нормативного акта также пунктам 1 и 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающим продолжение осуществления охотпользования лицами, имеющими долгосрочные лицензии.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действовавшей до 1 апреля 2010 года, отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулировались на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 35, 36 названного Федерального закона пользование животным миром осуществлялось юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществлялось в порядке, устанавливаемом настоящим Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдавал специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 37 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ предусматривала, что для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо было подать заявку в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимал решение о предоставлении заявленных территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно. Результаты согласования вносились в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключали договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна была содержать в числе других сведений границы и площадь территории, акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром (статья 38 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ).
С 1 апреля 2010 года предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предполагает заключение охотхозяйственных соглашений (статьи 27, 31 Закона).
Вместе с тем, частью 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (закрепленные охотничьи угодья); охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).
Согласно лицензии от 2005 года, приложений к ней территории охотничьего хозяйства "Рассвет", расположенного лесных кварталах № 12, 19, 20, 26, 27, 28, 34, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79 Узюковского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области закреплены за ООО "Альфа-Спектр". Срок действия лицензии с 27.04.2005 по 27.04.2030.
При таких данных отнесение оспариваемым нормативным актом территорий указанного охотничьего хозяйства к лесопарковой зоне осуществлено с нарушением федерального законодательства, поскольку возможность отнесения территорий охотничьих хозяйств к лесопарковой зоне возникает по истечении срока действия долгосрочной лицензии, имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Такой вывод суда следует из положения части 8 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, предусматривающего создание лесопарковой зоны по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий.
Изложенная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Определении Верховного Суда РФ от 21.09.2011 № 7-Г11-9.
ООО "Альфа-Спектр" просит проверить оспариваемые им положения Лесохозяйственного регламента Ново-Буянского лесничества Самарской области в новой редакции, утвержденной приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 № 215 требованиям пункта 2 ГОСТ 17.5.3.01-78 "Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городов".
В представленном в материалы дела официальном издании ГОСТ 17.5.3.01-78 указано, что ограничение срока его действия официально снято в 1992 (протокол № 2-92 МГС от 05.10.1992, ИУС № 2-93).
Данный ГОСТ публиковался в официальных изданиях (Охрана природы. Земли: Сб. ГОСТов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. В настоящее время указан как действующий на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=l 56681); включен в "Приложение А (обязательное). Перечень законодательных и нормативных документов" Свода правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820 (введен в действие с 20.05.2011, зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии; пересмотр СП 42.13330.2010).
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" последние являются нормативными правовыми актами.
Пункт 2 ГОСТ 17.5.3.01-78 содержит требование о формировании зеленых зон городов с численностью населения более 1 млн. человек по индивидуальным проектам.
Ново-Буянское лесничество расположено в Ставропольском районе. Располагающиеся там города Тольятти и Жигулевск (по данным статистики, приведенным в интернет-журнале "Википедия") имеют численность населения соответственно 709 500 чел. и 44 801 чел. Доказательства того, что Ново-Буянское лесничество образует зеленую зону города Самары (с численностью населения более 1 млн. человек) и в данном случае применимы требования пункта 2 ГОСТ 17.5.3.01-78 заявителем не представлены. Вследствие чего в указанной части заявленные требования нельзя признать обоснованными, подтвержденными материалами дела.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Рассмотрев доводы сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, учитывая правовую позицию, сформулированную в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 139 от 11 мая 2010 года, расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины по одному требованию об оспаривании нормативного акта, подлежат отнесению на заинтересованное лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 руб., в случае прекращения производства по делу подлежит возврату из федерального бюджета истцу.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Производство по делу в части требований о признании недействующим Лесного плана Самарской области в новой редакции, утвержденного распоряжением Губернатора Самарской области от 09.04.2012 № 36, в части:
- цифрового обозначения "21896" в строке "Ново-Буянское" Таблицы 2.5. Площадь лесных участков, пригодных для передачи в аренду для ведения охотничьего хозяйства и охоты по лесничествам;
- цифрового обозначения "8425" в графе "Лесопарки" строки 10 Приложения № 1.1.3-1 Распределение площадей лесных насаждений Самарской области по категориям защитности прекратить.
Заявление удовлетворить частично.
Признать недействующим Лесохозяйственный регламент Ново-Буянского лесничества Самарской области в новой редакции, утвержденной приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 № 215:
- строки "Лесопарковые зоны" участкового лесничества "Узюковское" Таблицы 3 раздела 1.6. Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов - в части кварталов N№ 12, 19 - 20, 26 - 28, 34 - 36, 41 - 45, 49 - 53, 56 - 79;
- в части цифрового обозначения "8425,0" в строках "Лесопарковые зоны", "Узюковское" таблиц 3 и 3.1;
- в части слов "Части кв. 13, 20, 21" и цифрового обозначения "397,0" строки "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" графы участкового лесничества "Узюковское" раздела "Земли лесного фонда лесничества" Таблицы 5. Виды разрешенного использования лесов;
- в части цифрового обозначения "21450,0" строки "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" раздела "Всего по лесному фонду лесничества" Таблицы 5. Виды разрешенного использования лесов;
- в части цифрового обозначения "21637,0" строки "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" раздела "Всего по лесничеству" Таблицы 5. Виды разрешенного использования лесов,
а также п. 1 приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 № 215, в части утверждения Лесохозяйственного регламента Ново-Буянского лесничества, в части, касающейся вышеуказанных положений, ввиду их несоответствия пунктам 15, 21, 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007; п. 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 № 516; пунктам 1 и 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ч. 5 ст. 2, п. 3 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Спектр" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Спектр" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу с направлением кассационной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Председательствующий
Е.В.КОРШИКОВА

Судьи
Т.М.МАТЮХИНА
Н.А.МАЛЬЦЕВ


------------------------------------------------------------------