Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12.04.2013 по делу N А55-34019/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев 3, 4, 14, 15 пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 12 сентября 2012 года N 433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 22 декабря 2010 года N 669 "Об утверждении Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области и требований к организации продажи товаров на ярмарках">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу № А55-34019/2012

Резолютивная часть решения объявлена 8 апреля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2013 года
Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего
Коршиковой Е.В.
судей
Мальцева Н.А., Матюхиной Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Григорьевой М.Д.
рассмотрев в судебном заседании 02-08 апреля 2013 года дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Центр торговли "Безымянский"
к Правительству Самарской области
с участием третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области
Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области.
Министерства экономического развития Самарской области
прокуратуры Самарской области
о признании недействующим нормативного правового акта в части
при участии в заседании
от заявителя - Татаренков Р.В., доверенность от 09.01.2013, Башев О.А., доверенность от 09.01.2013
от заинтересованного лица - Бочкарев В.А., доверенность от 09.01.2013, Гордийчук Д.В., доверенность от 14.01.2013
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Белоусова Е.М., доверенность от 20.12.2012
от Министерства экономического развития Самарской области - Шумеева Ю.В., доверенность от 28.12.2012
от прокуратуры Самарской области - Фомин А.С., доверенность от 06.11.2012
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Головастова А.В., доверенность от 18.02.2013

установил:

ООО "Центр торговли "Безымянский" обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом принятых судом уточнений заявленных требований и неоднократно озвученной в судебных заседаниях позиции (аудиозапись судебного заседания от 02.04.2013, от 08.04.2013), о признании абзацев 3, 4, 14, 15 пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 12 сентября 2012 года № 433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 22 декабря 2010 года № 669 "Об утверждении Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области и требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках" недействующими в силу их несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Правительство Самарской области заявленные требования не признало, ссылаясь на отсутствие нарушения оспариваемыми нормами прав и законных интересов заявителя, а также на то, что они (оспариваемые нормы) регламентируют деятельность не являющихся хозяйствующими субъектами органов государственной власти и местного самоуправления, что исключает применение к ним норм ст. 15 Федерального Закона "О защите конкуренции".
Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство экономического развития Самарской области поддержали позицию Правительства Самарской области.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области полагает, что факт нарушения антимонопольного законодательства в предусмотренном Федеральным законом "О защите конкуренции" порядке не установлен.
Прокуратура Самарской области просит в удовлетворении заявления отказать, одновременно указывая на то, что 26.03.2013 первым заместителем прокурора Самарской области Председателю Правительства Самарской области внесено требование о внесение изменений в Постановление Правительства Самарской области от 22.12.2010 № 669 "Об утверждении Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области" путем определения в Порядке условий и оснований для принятия органом исполнительной власти Самарской области, органом местного самоуправления муниципальных образований Самарской области решения о выборе оператора ярмарки; в настоящее время требование находится на рассмотрении.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
22 декабря 2010 года Правительством Самарской области было принято Постановление № 669 "Об утверждении Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области и требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках" (далее - Постановление № 669), которым был утвержден Порядок организации и проведения ярмарок на территории Самарской области (далее - Порядок). Постановление № 669 опубликовано в издании "Волжская коммуна", № 477 (27424), 24.12.2010.
12 сентября 2012 года Правительством Самарской области было принято Постановление № 433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 22.12.2010 № 669 "Об утверждении Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области и требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках" (далее - Постановление № 433), опубликованное 14.09.2012 в издании "Волжская коммуна" № 336 (28264), которым были внесены изменения в ранее утвержденный Порядок организации и проведения ярмарок на территории Самарской области в части организации и проведения региональных (муниципальных) ярмарок продовольственных товаров.
Абзацами 3, 4 Постановления № 433 в Постановление № 669 введено понятие региональной (муниципальной) ярмарки - "региональные (муниципальные) ярмарки продовольственных товаров - ярмарки по реализации продовольственных товаров (включая продажу сельскохозяйственной продукции), организаторами которых являются органы исполнительной власти Самарской области или органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области".
В соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением № 669, организатор ярмарки должен представить в уполномоченный орган местного самоуправления для включения планируемой ярмарки в реестр ярмарок, в числе прочих документов копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, безвозмездного пользования и иные права владения и пользования), зарегистрированное в установленном законом порядке, на земельный участок, объект недвижимости, расположенный на территории, в пределах которой предполагается организовать ярмарку, а также кадастровый паспорт объекта недвижимости (подпункты "ж" и "з").
Постановлением № 433 (абзацы 14 и 15 пункта 1) пункт 6 Порядка был дополнен абзацем следующего содержания: "В случаях организации региональных (муниципальных) ярмарок продовольственных товаров общей продолжительностью не более 50 дней в течение одного календарного года, расположенных по одному адресу, представление документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" настоящего пункта, не требуется".
Внесенные изменения исключают необходимость подтверждать наличие прав на земельный участок, объект недвижимости, расположенный на территории, в пределах которой органы исполнительной власти Самарской области или органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области предполагают организовать ярмарку продовольственных товаров общей продолжительностью не более 50 дней в течение одного календарного года, расположенных по одному адресу.
Пунктом 8 Порядка предусмотрена возможность отказа уполномоченного органа в согласовании схемы расположения ярмарки в случае, если представленные документы не соответствуют требованиям пункта 6 настоящего Порядка. Таким образом, организация ярмарки до внесения в Постановление № 669 изменений оспариваемыми нормами допускалась лишь на земельном участке, собственность на который разграничена и зарегистрирована в установленном федеральным законом порядке.
Полагая, что абзацы 3, 4, 14, 15 пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 12 сентября 2012 года № 433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 22 декабря 2010 года № 669 "Об утверждении Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области и требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках" не соответствуют ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ, который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (части 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Пунктом 7 части 2 статьи 4 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД (ред. от 11.10.2012) "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" установление порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области, а также требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на таких ярмарках отнесено к полномочиям Правительства Самарской области.
Таким образом, Постановление № 669 и изменяющее его Постановление № 433 приняты Правительством Самарской области в рамках предоставленных ему полномочий.
Перечисленными нормами федерального законодательства и соответствующими ему нормами законодательства Самарской области предусмотрена возможность организации ярмарок органами исполнительной власти Самарской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 381-ФЗ ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажа товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений рассматриваемой статьи.
Заявитель полагает, что поскольку указанный федеральный закон предусматривает одинаковые требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них независимо от того, кто является организатором ярмарки: орган государственной власти субъекта, орган местного самоуправления, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или федеральный орган государственной власти, и в силу этого не предусматривает такого понятия как "региональные (муниципальные) ярмарки", не предусматривает какого-либо разграничения ярмарок в зависимости от статуса организатора.
Однако, исключительно факт отсутствия в статье 11 Федерального закона № 381-ФЗ классификации ярмарок не может, по мнению суда, свидетельствовать о несоответствии оспариваемых норм требованиям указанной статьи федерального закона.
Также заявитель считает, что придание ярмарке статуса и наименования "региональная" или "муниципальная" способно создать у потенциальных потребителей товаров и услуг на такой ярмарке ложное представление о том, что именно на этой ярмарке более широкий ассортимент товаров (поскольку она "региональная", "муниципальная"), либо это товары повышенного качества, либо они реализуются по ценам ниже рыночных, с большими скидками (аналогично понятиям "муниципальный транспорт", "муниципальная аптека", "региональная торговая сеть" и т.д.); хозяйствующий субъект, на которого организатор ярмарки (орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления муниципального образования Самарской области) возложит функции оператора для проведения такой ярмарки, получит конкурентные преимущества в виде увеличения количества посетителей и соответствующего увеличения количества участников ярмарки, желающих получить торговые места на такой ярмарке. В этом заявитель усматривает также противоречие оспариваемой нормы и ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая отсутствие допускаемой законодательством возможности органов государственной власти и местного самоуправления регулировать цены реализации хозяйствующими субъектами товаров, в том числе и на проводимых указанными органами ярмарках, доводы ООО "Центр торговли "Безымянский" о том, что придание ярмарке статуса и наименования "региональная" или "муниципальная" способно создать у потенциальных потребителей товаров и услуг на такой ярмарке ложное представление о том, что именно на этой ярмарке более широкий ассортимент товаров (поскольку она "региональная", "муниципальная"), либо это товары повышенного качества, либо они реализуются по ценам ниже рыночных, с большими скидками (аналогично понятиям "муниципальный транспорт", "муниципальная аптека", "региональная торговая сеть" и т.д.); хозяйствующий субъект, на которого организатор ярмарки (орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления муниципального образования Самарской области) возложит функции оператора для проведения такой ярмарки, получит конкурентные преимущества в виде увеличения количества посетителей и соответствующего увеличения количества участников ярмарки, желающих получить торговые места на такой ярмарке, документально не подтверждены, носят предположительный характер.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О защите конкуренции" действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8).
Поскольку оспариваемые в рамках настоящего дела абзацы 3, 4, 14, 15 пункта 1 Постановления № 433 регламентируют деятельность по организации ярмарок не являющихся хозяйствующими субъектами в том смысле, как это определено Федеральным законом "О защите конкуренции", органов исполнительной власти Самарской области или органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, доводы заявителя об их несоответствии требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", нельзя признать состоятельными.
Заявитель указывает на то, что передача органами исполнительной власти Самарской области (органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области), возложенной на них Постановлением № 433 функции по организации муниципальной (региональной) ярмарки хозяйствующему субъекту - оператору ярмарки означает наделение такого оператора ярмарки функциями и правами органа исполнительной власти Самарской области (органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области), что прямо запрещено пунктом 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Однако, положениями нормативного акта, оспариваемыми по данному делу, возможность и необходимость передачи органами исполнительной власти Самарской области (органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области), возложенной на них Постановлением № 433 функции по организации муниципальной (региональной) ярмарки хозяйствующему субъекту - оператору ярмарки не устанавливается.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Возможность осуществления государственными органами и органами местного самоуправления деятельности по организации ярмарок и продаже товаров на них, как указано выше, предусмотрена Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", что подтверждает необоснованность рассматриваемого довода заявителя.
ООО "Центр торговли "Безымянский" также считает, что государственные и унитарные муниципальные предприятия, которые будут на основании пункта 19 Порядка в качестве организаторов проводить региональные и муниципальные ярмарки продовольственных товаров получат незаконные конкурентные преимущества по сравнению с любыми другими хозяйствующими субъектами, организующими ярмарки, так как указанные субъекты вправе проводить ярмарки лишь на собственных или арендованных земельных участках, а региональные и муниципальные ярмарки продовольственных товаров могут быть проведены на любой территории, включая земельные участки, собственность на которые не разграничена и не зарегистрирована в установленном федеральным законом порядке; при этом деятельность по организации и проведению ярмарок носит характер предпринимательской деятельности, так как за предоставление торговых мест на ярмарке ее организатор либо оператор взимает плату.
Данные доводы нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
Оспариваемые в рамках настоящего дела абзацы 3, 4, 14, 15 пункта 1 Постановления № 433 не допускают организацию региональных и муниципальных ярмарок продовольственных товаров государственными и унитарными муниципальными предприятиями.
Пункт 19 Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области, утвержденного Постановлением № 669, не оспаривается заявителем в рамках данного дела, что исключает обязанность суда по проверке соответствия его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
ООО "Центр торговли "Безымянский" полагает, что проведение ярмарки без оператора - хозяйствующего субъекта, силами самого муниципального и регионального органа невозможно в силу статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которой к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности отнесены: реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности; установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации; проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; данный перечень является исчерпывающим, поскольку ст. 6 Закона № 381-ФЗ допускает существование иных полномочий только в пределах, предусмотренных самим Законом; ст. 11 указанного Закона расширяет их за счет полномочий по определению порядка организации ярмарок и продажи товаров на них.
Однако, по мнению суда, данный довод заявителя не соответствует ст. 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 2 - 6 которой определяют порядок организации ярмарки и продажи товаров на ней федеральными органами государственной власти.
Доводы заявителя о том, что деятельность по организации и проведению ярмарок носит характер предпринимательской деятельности, что исключает возможность проведения ярмарки органами исполнительной власти или органами местного самоуправления без привлечения оператора, противоречит положениям рассматриваемых нормативных актов и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 19 Порядка установлено, что организатор ярмарки вправе возложить функции по подготовке и проведению ярмарки на оператора ярмарки. Обязанность организатора по привлечению к работе ярмарки оператора нормами рассматриваемых актов не установлена, соответственно наличие в процессе организации и работы региональной или муниципальной ярмарки оператора не обязательно.
Так, согласно представленным Правительством Самарской области письмам Управления потребительского рынка Мэрии г.о. Тольятти № 396/23 от 04.03.2013, № 19291 от 23.04.2012, распоряжению Заместителя мэра - руководителя аппарата мэрии г. Тольятти № 1026-р-а/6 от 14.05.2012 (л.д. 147-160) в 2011 и 2012 годах на территории городского округа Тольятти организованы муниципальные ярмарки, которые проведены без привлечения оператора силами мэрии городского округа Тольятти.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Как указано в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 (ред. от 25.01.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", публично-правовое образование (представителями которых выступают органы исполнительной власти или органы местного самоуправления), не уплачивает земельный налог.
Таким образом, оспариваемые положения, допускающие организацию и проведение непосредственно органами исполнительной власти и местного самоуправления ярмарки без внесения платы за землю, не противоречат статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 19 Порядка определено, что в случае возложения функций по подготовке и проведению ярмарки на оператора ярмарки с ним заключается договор, который предусматривает, в том числе, порядок взимания и размер платы за пользование земельным участком.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" установлен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанное постановление определяет порядок заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Основания для неприменения в случае предоставления организатором ярмарки - органом исполнительной власти или органом местного самоуправления муниципального образования, - земельного участка оператору ярмарки для использования его в целях проведения региональной или муниципальной ярмарки, федеральным законодательством и законодательством Самарской области не предусмотрены.
В том случае, когда органы исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с пунктом 19 Порядка возлагают функции по подготовке и проведению ярмарки на оператора, последний должен вносить арендную плату за пользование земельным участком.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Правительством Самарской области в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ-137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" было издано Постановление от 6 августа 2008 г. № 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области". Постановление Правительства Самарской области № 308 было опубликовано в газете "Волжская коммуна" от 09.08.2008.
Данным Постановлением № 308 Правительство Самарской области утвердило Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области, утверждены Методики определения размера арендной платы (приложения № 1, 2 и 3) в зависимости от целей использования земельного участка.
Изложенное опровергает довод заявителя о возможности осуществлять функции по организации и проведению ярмарки хозяйствующими субъектами без оформления прав на земельный участок, свидетельствует об отсутствии несоответствия оспариваемых по делу норм требованиям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Учитывая то, что абзацы 3, 4, 14, 15 пункта 1 Постановления № 433 не регламентируют вопросы деятельности хозяйствующих субъектов, а ООО "Центр торговли "Безымянский" относится к таковым, не являясь органом государственной власти и местного самоуправления, следует признать недоказанным материалами дела факт нарушения оспариваемыми по делу положениями нормативного правового акта прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, ООО "Центр торговли "Безымянский" не доказано, что оспариваемые им в рамках настоящего дела положения нормативного правового акта, принятого государственным органом, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Что в силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины по требованию об оспаривании нормативного акта несет заявитель, уплативший ее при обращении в суд.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.
Признать абзацы 3, 4, 14, 15 пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 12 сентября 2012 года № 433 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 22 декабря 2010 года № 669 "Об утверждении Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области и требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках" соответствующими ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу с направлением кассационной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Председательствующий
Е.В.КОРШИКОВА

Судьи
Н.А.МАЛЬЦЕВ
Т.М.МАТЮХИНА


------------------------------------------------------------------