Решение Самарского областного суда от 22.03.2013 <О признании недействующим примечания к приложению к приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.08.2012 N 195 "Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа">
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2013 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Е. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта,
установил:
Е. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим в части примечания приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 195 от 16.08.2012 "Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа".
Свои требования заявитель обосновал тем, что является собственником комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире, в которой никто не зарегистрирован, сам он проживает по месту своей регистрации. Услуги по газоснабжению он оплачивает в адрес ОАО "Самарагаз" по нормативу, т.к. индивидуальный прибор учета газа в квартире отсутствует.
С 01.09.2012 норматив потребления газа увеличен в 2,5 раза на основании Приказа Минэнерго и ЖКХ Самарской области № 195. В соответствии с примечанием к данному приказу, при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и/или газовых водонагревателей в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан, расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области - 2,5 человека.
Считает, что данное приложение к Приказу № 195 нарушает его права, т.к. было принято Минэнерго и ЖКХ Самарской области с нарушением требований Постановления Правительства РФ № 373 от 13.06.2006 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования в полном объеме по изложенным выше мотивам.
Представители министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ОАО "Самарагаз" заявленные Е. требования не признали, ссылаясь на то, что Приказ был принят в пределах полномочий министерства, в соответствии с действующим законодательством. Поскольку при отсутствии сведений о количестве проживающих в жилом помещении определить среднемесячный платеж за газ исходя из нормы потребления на одного человека невозможно, в приложении к Приказу указано, что при наличии установленных и подключенных газовых плит и/или газовых водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности, в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан, расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области (2,5 чел.). При принятии данного решения министерство руководствовалось итогами Всероссийской переписи населения 2010 года по Самарской области.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявление Е. является обоснованным, изучив материалы дела, считает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 16 ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Кроме того, данным Постановлением установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе газоснабжение) и требования к их формированию.
Согласно пункта 2 Правил, понятие "норматив потребления коммунальных услуг" представляет собой определенный в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунальной услуги, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
При определении норматива потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (пункт 4).
В соответствии с пунктом 7 Правил при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды в жилых помещениях - куб. метр на 1 человека.
Нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются при наличии различий в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условий, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома (пункт 11).
Правила также устанавливают, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению (пункт 13). В соответствии с пунктом 28 в норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях включается расход газа исходя из того, что данная услуга соответствует требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг, в зависимости от вида потребления: для приготовления пищи; для подогрева воды; для отопления жилых помещений.
В приложении к Правилам содержится формула № 11, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях.
13.06.2006 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа", в соответствии с которым нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению. В названном приложении установлены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа для каждого из субъектов Российской Федерации, в том числе и для Самарской области.
В Постановлении № 373 определено, что Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации.
Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета утверждена приказом Министерства регионального развития РФ № 83 от 13.07.2006.
Согласно раздела 1, данная Методика предназначена для расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, а также в случае их неисправности или истечения межповерочного периода.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении норм потребления природного газа населением руководствуются настоящей Методикой.
В соответствии с Методикой нормы (объем) потребления газа населением устанавливаются по Методике расчетным методом (теплотехническим расчетом) по следующим направлениям его использования: пищеприготовление; приготовление горячей воды при наличии газового водонагревателя; приготовление горячей воды при отсутствии газового водонагревателя; индивидуальное отопление жилых помещений; отопление бань, теплиц и гаражей; содержание животных и домашней птицы в личном подсобном хозяйстве.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу, судом установлено, что в соответствии с Положением о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области № 337 от 13.07.2011, к полномочиям министерства относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Самарской области.
Во исполнение предоставленных полномочий министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принят приказ № 195 от 16.08.2012 "Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа". Приказ был опубликован в "Волжской коммуне" № 302 (28230) от 22.08.2012.
Из Приказа № 195 усматривается, что нормы и нормативы потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа министерством установлены расчетным методом, исходя из направления использования газа, и приведены в приложении к Приказу.
Кроме этого, в приложении имеется примечание, которое и оспаривает заявитель:
"При наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и/или газовых водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области (2,5 чел.)".
Исходя из требований действующего законодательства, на которое указано выше, федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения), достаточно четко определил границы полномочий субъекта по данному вопросу.
Определяя нормативы потребления газа, орган государственной власти субъекта должен руководствоваться Постановлениями Правительства РФ № 306 и № 373, а также Методикой расчета, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ № 83, которые определяют порядок установления нормативов и требования к их формированию.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг установлена конкретная формула № 11 по расчету норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях, которая не содержит такого показателя, как среднестатистическое количество членов семьи.
В соответствии с перечисленными нормативными актами нормативы потребления устанавливаются исходя из расчета на 1 потребителя.
Таким образом, учитывая требования Постановлений Правительства РФ № 306, № 373, приказа Министерства регионального развития РФ № 83, суд приходит к выводу, что примечание к Приказу № 195 не устанавливает норматив потребления коммунальной услуги, а представляет собой установленный министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядок расчета коммунальной услуги в определенном случае. Тогда как данный вопрос находится в ведении органов государственной власти Российской Федерации, что прямо вытекает из норм Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеперечисленных нормативных актов.
Т.е., министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утверждая примечание к Приказу № 195, превысило свои полномочия.
В судебном заседании представители министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области пояснили, что при принятии оспариваемого примечания какие-либо расчеты с применением формул, установленных Правилами и Методикой, не производились. Данное обстоятельство также указывает, что примечание к Приказу № 195 не содержит нормативы потребления коммунальной услуги, которые могут быть установлены субъектом в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации № 306 и № 373.
Следует отметить, что министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не приводит в своем отзыве ссылки на нормативные акты, обосновывающие возможность производства расчета за пользование газом исходя из среднестатистического количества членов семьи.
На основании изложенного, суд считает, что в силу ст. 253 ГПК РФ имеются основания для удовлетворения требований Е., поскольку приказ № 195 от 16.08.2012 "Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа" в части примечания противоречит федеральному законодательству, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области при издании данного Приказа превысило пределы своих полномочий. При изложенных обстоятельствах усматривается нарушение прав заявителя, обязанного к уплате коммунальных услуг, оплата которых должна взиматься в соответствии с установленным законом порядком.
Доводы представителей министерства о том, что у заявителя имеется право установить счетчик, либо в случае отсутствия проживающих в жилом помещении, отключить газовое оборудование, расторгнув договор, равно как и довод о неисполнении им обязанности сообщать о количестве лиц, проживающих в комнате, не могут свидетельствовать о правомерности примечания, поскольку в данном случае не имеют правового значения.
Не свидетельствуют и о правомерности оспариваемого примечания доводы представителей заинтересованного лица о том, что предусмотрен дифференцированный подход к установлению нормативов. Поскольку в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, определение нормативов газоснабжения действительно производится дифференцированно, но в Правилах при этом четко определено в зависимости от чего: от направлений использования газа, а также при наличии различий в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, климатических условий.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Е. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу примечание к приложению к приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.08.2012 № 195 "Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА
------------------------------------------------------------------