Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 27.02.2013 N 261 "Об утверждении Ведомственной целевой программы мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, созданию условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории городского округа Чапаевск на 2013 - 2020 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧАПАЕВСК
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. № 261
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, ВЫВОЗА, УТИЛИЗАЦИИ
И ПЕРЕРАБОТКИ БЫТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ, СОЗДАНИЮ
УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВТОРИЧНЫХ
РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧАПАЕВСК
НА 2013 - 2020 ГОДЫ
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", администрация городского округа Чапаевск постановляет:
1. Утвердить Ведомственную целевую программу мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, созданию условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории городского округа Чапаевск на 2013 - 2020 годы (приложение № 1).
2. Опубликовать настоящее Постановление в городской газете "Чапаевский рабочий".
3. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 10 дней с момента опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на и.о. заместителя Главы городского округа Чапаевск по жилищно-коммунальным вопросам Е.В. Сараева.
Глава
городского округа Чапаевск
Д.В.БЛЫНСКИЙ
Приложение № 1
к Постановлению
администрации городского округа Чапаевск
от 27 февраля 2013 г. № 261
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, ВЫВОЗА, УТИЛИЗАЦИИ
И ПЕРЕРАБОТКИ БЫТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ, СОЗДАНИЮ
УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВТОРИЧНЫХ
РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧАПАЕВСК
НА 2013 - 2020 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы
Наименование Ведомственная целевая программа мероприятий по
ведомственной целевой организации сбора, вывоза, утилизации и
программы переработки бытовых и промышленных отходов,
созданию условий для развития производств, по
использованию вторичных ресурсов на территории
городского округа Чапаевск на 2013 - 2020 годы.
Дата принятия решения о Распоряжение администрации городского округа
разработке ведомственной Чапаевск № Д-7/502 от 30.07.2012.
целевой программы
Цели и задачи Цель: улучшение санитарного и экологического
ведомственной целевой состояния территории городского округа Чапаевск
программы путем организации мероприятий, направленных на
сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и
промышленных отходов, на создание условий для
развития производств по использованию вторичных
ресурсов на территории городского округа
Чапаевск.
Задача: минимизировать отрицательное воздействие
отходов производства и потребления на территории
городского округа Чапаевск посредством:
- ликвидации несанкционированных объектов
размещения отходов;
- рекультивации техногенных массивов;
- модернизации системы обращения с отходами
производства и потребления на территории
городского округа Чапаевск;
- проектирования и реконструкции объектов
обращения с отходами;
- создания условий для развития производств по
использованию вторичных ресурсов.
Сроки реализации 2013 - 2020 годы.
ведомственной целевой
программы
Важнейшие целевые Количество несанкционированных мест размещения
индикаторы и показатели твердых бытовых отходов;
ведомственной целевой количество контейнерных площадок на территории
программы городского округа Чапаевск;
доля коммунальных отходов, использованных в
качестве вторичных материальных ресурсов.
Объемы финансирования Объем финансирования мероприятий, определенных
мероприятий, долгосрочной целевой программой, составляет
определенных 155,6785 млн руб.:
ведомственной целевой - за счет планируемых к поступлению средств
программой областного бюджета в форме субсидий местным
бюджетам - 123,854 млн руб.;
- за счет средств местного бюджета - 16,2745 млн
руб.;
- за счет собственных средств организаций,
участвующих в реализации долгосрочной целевой
программы, внебюджетные средства - 15,55 млн
руб.
Показатели Отношение степени достижения основных целевых
социально-экономической показателей (индикаторов) Программы к уровню ее
эффективности реализации финансирования.
ведомственной целевой
программы
Заказчик ведомственной Администрация городского округа Чапаевск.
целевой программы
Исполнители Муниципальное унитарное предприятие "Вывоз и
ведомственной целевой захоронение отходов";
программы Муниципальное бюджетное учреждение "Управление
благоустройства города и озеленение";
Муниципальное Казенное учреждение "Управление
городского хозяйства администрации городского
округа Чапаевск";
Муниципальное Казенное учреждение "Департамент
строительства администрации городского округа
Чапаевск";
Комитет по управлению муниципальным имуществом
администрации городского округа Чапаевск.
Система организации Общий контроль за ходом исполнения мероприятий,
контроля над ходом предусмотренных Ведомственной целевой
реализации ведомственной программой, осуществляется МКУ "Управление
целевой программы городского хозяйства администрации городского
округа Чапаевск".
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Ведомственной целевой программы, включая
анализ причин ее возникновения, целесообразность
и необходимость ее решения
В конце XX, начале XXI века человечество столкнулось с серьезными экологическими проблемами. Одна из них - резкое увеличение количества отходов производства и потребления, которое нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию. На полигоны попадает около 85% отходов, и лишь 5% отходов проходит вторичную переработку, и примерно 10% отходов теряется при транспортировке.
Отрицательные воздействия отходов проявляются также в повышении заболеваемости людей, ухудшении их жизненных условий, снижении продуктивности природных ресурсов. Загрязнение почв, воды порождает 47% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2,5% - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30 - 34 лет и 11% - у лиц в возрасте 55 - 59 лет. Все чаще возникают ситуации, когда обнаруживаются симптомы специфических патологий, обусловленных хроническим действием малых концентраций техногенных поллютантов. Это действие связано с переносом вредных веществ из внешней среды (свалки отходов) во внутреннюю среду организма с последующей более или менее длительной задержкой части этих веществ и их постепенным накоплением.
На территории городского округа Чапаевск проблема обращения с отходами постоянно углубляется. Экономическое развитие города сопровождается ростом потребительской активности населения, увеличением промышленного производства и, как следствие, ростом объемов отходов, а также увеличением содержания ценных фракций в них.
Очистка территории городского округа Чапаевск от ТБО - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В городском округе Чапаевск имеется санкционированный полигон захоронения ТБО, расположенный на юго-востоке от города в районе площадки ОАО "Полимер" с. Воздвиженка (10 км). Занимаемая площадь составляет 17 га. Фактически на полигоне не выполняется большинство санитарных и экологических требований, предъявляемых к эксплуатации полигона. Отсутствует требуемое уплотнение и послойная санитарная изоляция ТБО. Отсутствует потребный набор механизмов (бульдозеров, катков-уплотнителей и др.). Захоронение ТБО на полигоне должно обеспечивать экологическую безопасность, в том числе: предотвращение попадания вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
В городском округе Чапаевск существуют несанкционированные свалки, общее количество несанкционированных массивов ТБО в границах городского округа Чапаевск составляет 58 ед. Общая площадь несанкционированных свалок - 3,4 га, а общее количество отходов - более 18 тыс. куб. м.
Основными причинами возникновения несанкционированных свалок является недостаточное обеспечение средствами сбора и транспортировки отходов.
В местах размещения неблагоустроенного жилья в подавляющем большинстве жителями производится навальный вывоз отходов на несанкционированные свалки.
Уборка мусора с несанкционированных свалок осуществляется эпизодически с привлечением предприятий и организаций города.
Несанкционированные свалки располагаются в непосредственной близости от жилья, на территориях дачных массивов и в местах массового отдыха населения (пляжи), включая особо охраняемые территории береговой полосы озера Ильмень, и являются источниками комплексного негативного воздействия на компоненты экосистем и здоровье человека, и нуждаются в скорейшей рекультивации (ликвидации) с переводом потока отходов на санкционированный объект размещения отходов.
К недостаткам существующей системы санитарной очистки города относится отсутствие технологий механизированной уборки усовершенствованных покрытий (улиц, дорог, площадей, парков, тротуаров), отсутствие системы сортировки ТБО и извлечения вторичного сырья, что приводит к попаданию ценных компонентов ТБО на полигон и увеличению затрат на вывоз и обезвреживание ТБО.
На территории городского округа Чапаевск находится 99 контейнерных площадок для сбора ТБО, на которых размещается 574 контейнера вместимостью 0,75 куб. м и 32 контейнера вместимостью 8 куб. м. Срок эксплуатации контейнеров - 3 года.
Полезной вместимости площадок явно недостаточно для сбора и промежуточного хранения постоянно возрастающих объемов ТБО.
Техника, осуществляющая вывоз ТБО, имеет значительный процент износа и нуждается в замене или капитальном ремонте.
Все отходы, образующиеся в городском округе Чапаевск, можно разделить на следующие виды: бытовые и промышленные.
К бытовым отходам относятся: смет с территорий и твердые бытовые отходы, образующиеся от домовладений, в том числе в местах массового отдыха населения, в дачных массивах, а также от деятельности некоммерческих организаций, на промпредприятиях, являющиеся наиболее значимыми и крупнотоннажными.
1) Твердые бытовые отходы (далее - ТБО), образующиеся от домовладений, от деятельности некоммерческих организаций, на предприятиях.
Объемы ТБО, образуемые в домовладениях, связанные с деятельностью некоммерческих организаций и предприятий, приведены в таблице № 1.
Таблица 1
№ Наименование объектов Объем накопления
п/п образования отходов ТБО
т/год куб. м/год
1 2 3 4
1 Благоустроенное жилье 19351,9 84138,69
(оборудованное водопроводом,
центральным отоплением и
газом)
2 Неблагоустроенное жилье 5239,3 22780
3 Школы 584,37 2540,75
4 Техникум и колледж 89,7 390
5 Детские музыкальные школы 24,32 105,74
6 Спортивные школы 76,02 330,54
7 Детские сады 188,37 819
8 Кафе, рестораны 259,1 1126,48
9 Гостиницы 29 126
10 Аптеки 157,83 686,2
11 Кинотеатры 4,14 18
12 АЗС 92,46 402
13 Станции техобслуживания, 42,78 186
стоянки
14 Парикмахерские, ателье 31,74 138
15 Рынки 235,35 1023,25
16 Предприятия города 231,645 1007,6
Итого: 265806 115818,25
2) ТБО, образуемые в границах дачных массивов и мест массового отдыха населения.
Объемы ТБО, образуемые в местах массового отдыха населения (МБУ "Социокультурный досуговый комплекс"; МБУ "Детский загородный оздоровительный центр "Молодая Гвардия") и в местах расположения дачных массивов (2 садоводческих партнерства и 1 садово-дачный участок "Ивушка". Общее количество - 2680 дачных участков) приведены в таблицах № 2, № 3.
Таблица 2
№ Наименование садово-дачного Объем образования
п/п участка ТБО, куб. м/год
1 Садоводческое некоммерческое 1992
партнерство им. Мичурина
2 Садово-дачный участок "Ивушка" 384
3 Садоводческое некоммерческое 840
партнерство "Металлист"
Таблица 3
№ Наименование мест массового отдыха Объем образования ТБО,
п/п населения куб. м за 3 месяца
1 МБУ "Социокультурный досуговый комплекс" 307
и загородный парк озера Ильмень
2 МБУ г.о. Чапаевск "Детский загородный 58,5
оздоровительный центр Молодая гвардия"
3 Парк ДК им. Чапаева 53
3) Крупногабаритные отходы.
К крупногабаритным отходам (далее - КГО) относятся отходы, которые по своим размерам не помещаются в стационарный контейнер вместимостью 0,75 куб. м. К КГО относятся: мебель, обрезки деревьев, доски, ящики, фанера, телевизоры, холодильники, стиральные машины, шкафы и др.
Анализ состава КГО показывает, что около 80% отходов составляют утильные компоненты, требующие специального извлечения из состава изделия.
В соответствии с нормами (СНиП 2.07.01-89) КГО составляет 5% от общего объема ТБО. Ежегодно в городском округе Чапаевск образуется около 13900 куб. м КГО.
4) Смет с территорий и загрязненные снежно-ледовые массы.
Общая площадь подметаемых территорий городского округа Чапаевск составляет 738,924 тыс. кв. м, в том числе: дороги - 657100 кв. м; площади - 10,274 тыс. кв. м, тротуары - 71550 кв. м. Норматив образования смета с усовершенствованных покрытий (СНиП 2.07.01-89) составляет 5 - 15 кг/кв. м в год (в среднем 10 кг/кв. м в год).
Общее количество смета составляет 7389,2 т/год или 7389,2 куб. м. Смет с территории усовершенствованных покрытий удаляется при помощи подметальных машин, находящихся в ведении Муниципального бюджетного учреждения "Управление благоустройства города и озеленение". Смет вывозится на полигон ТБО.
Загрязненные ледово-снежные массы образуются при уборке проезжей части дорог. Основное загрязнение происходит от использования противогололедных смесей. Кроме того, снежные массы загрязняются веществами, являющимися продуктами сгорания топлива в двигателях автотранспорта и продуктами разрушения дорожных покрытий.
Общая протяженность дорог в городском округе Чапаевск, подвергаемая очистке от снега, составляет 110 км. Количество убираемого снега рассчитывается по формуле, исходя из того, что среднегодовой слой осадка за холодный период года (5 месяцев) составляет 176 мм и составляет 13005 куб. м.
Промышленные отходы (1 - 4 классов опасности), возникающие в результате деятельности 15 предприятий в городском округе Чапаевск.
Общее количество твердых бытовых отходов, подлежащих складированию на полигоне ТБО, составляет 914,69 т, в том числе ТБО - 231,645 т.
Подавляющая часть промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, образующихся на предприятиях городского округа Чапаевск, вывозятся на полигон ТБО, к ним относятся:
- обтирочный материал;
- отходы тары металлической из-под ЛКМ;
- фильтры автомобильные отработанные воздушные;
- фильтры автомобильные отработанные масляные;
- тормозные колодки отработанные;
- стеклянный бой;
- бой шамотного кирпича;
- шкурка шлифовальная отработанная;
- обрезки и обрывки тканей смешанных;
- шламы литейного производства;
- отработанные шлифкруги, их бой и шлифовальная пыль;
- мусор строительный;
- отходы бумажной тары;
- изношенные спецодежда и обувь;
- отработанные покрышки;
- отходы древесины и пр.
Доля промышленных отходов, образующихся в результате деятельности предприятий, составляет 0,2% от объема ТБО. Нормативным документом разрешается размещение на полигоне до 30% промышленных отходов от общего количества ТБО.
Биологические отходы - отходы от животноводческих хозяйств, ветеринарии и медицинских учреждений. Биологические отходы крайне опасны для человека и экологии в целом. Утилизация биологических отходов необходима, чтобы подвергнуть уничтожению очень опасные для благополучия, санитарной эпидемиологии виды загрязнений. Биологические отходы утилизируют путем переработки на заводах в специальных ветеринарно-санитарных утилизационных цехах. Поскольку необходим предварительный процесс обеззараживания в специальных биотермических ямах, после чего обезвреженные отходы уничтожаются при помощи крематоров путем сжигания. В отдельных, исключительных случаях возможно захоронение данного вида отходов в специально отведенных местах (полигонах).
В настоящее время утилизация биологических отходов производится на скотомогильнике, резерв приема ограничен, требуется строительство новой ямы Беккера.
Накопление отходов на территории городского округа Чапаевск приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.
Стратегия социально-экономического развития городского округа Чапаевск на период до 2020 года определила основные направления обеспечения экологической устойчивости, среди которых: утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение отходов производства и потребления, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, развитие систем использования вторичных ресурсов.
2. Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
Цель: улучшение санитарного и экологического состояния территории городского округа Чапаевск путем организации мероприятий, направленных на сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, на создание условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории городского округа Чапаевск.
Для достижения поставленной цели в процессе реализации Программы должна быть решена задача по минимизации отрицательного воздействия отходов производства и потребления на территории городского округа Чапаевск посредством:
- ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов;
- рекультивации техногенных массивов;
- модернизации системы обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа Чапаевск;
- проектирования и реконструкции объектов обращения с отходами;
- создания условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов.
Программа разработана на период с 2013 по 2020 год.
Программой предусмотрены основные направления:
- организация учета отходов, создание системы обращения с отходами;
- комплексная механизация санитарной очистки территории;
- проектирование и реконструкция полигона с зоной первичной сортировки;
- строительство биотермической ямы;
- рекультивация свалок и земель, загрязненных отходами;
- экологическое воспитание и просвещение жителей.
Для решения основных проблем, связанных с санитарной очисткой, необходимо создание целостной системы по обращению с отходами на территории городского округа Чапаевск путем оптимизации деятельности предприятий МУП "ВиЗО", ООО "Чистый город" и МБУ "УБГ и О" по сбору, транспортировке, сортировке, переработке и утилизации ТБО.
Для реализации мероприятий по сбору и вывозу ТБО Программа предусматривает приобретение и использование наряду со стандартными контейнерами вместимостью 0,75 куб. м контейнеров современной системы "Мультилифт'". Система "Мультилифт" позволяет осуществить промежуточное накопление и транспортировку отходов с соблюдением санитарно-гигиенических и экологических требований. Система "Мультилифт" заключается в использовании большегрузных, герметичных, легко транспортируемых контейнеров объемом 8 куб. м.
Операции по загрузке и выгрузке ТБО являются лимитирующей стадией, увеличивающей продолжительность цикла "загрузка - транспортировка - выгрузка", что приводит к увеличению количества автоспецтехники, расходу топлива, длительным простоям мусоровозов с выключенным двигателем на территории жилой застройки.
Внедрение системы "Мультилифт" позволит сократить продолжительность погрузочно-разгрузочных операций в 1,5 - 2 раза в процессе доставки и размещения ТБО на полигоне по сравнению методами погрузки, разгрузки и транспортирования ТБО с применением стандартных контейнеров объемом 0,75 куб. м.
Один большегрузный контейнер системы "Мультилифт" имеет вместимость в 10 раз больше, чем стандартные контейнеры объемом 0,75 куб. м.
Использование одного контейнера объемом 8 куб. м позволит сократить размеры контейнерной площадки по сравнению с аналогичной площадкой, рассчитанной на установку нескольких стандартных контейнеров эквивалентной полезной вместимости.
Для решения проблем по сбору и вывозу мусора, в том числе и по ликвидации несанкционированных свалок, необходимо:
1. Строительство контейнерных площадок и приобретение контейнеров:
1.1. 100 контейнерных площадок со стандартными контейнерами объемом 0,75 куб. м. Предусматривается приобретение 600 контейнеров вместимостью 0,75 куб. м.
1.2. 26 контейнерных площадок с мультиконтейнерами объемом 8 куб. м, предусматривается приобретение 28 бункеров вместимостью 8 куб. м.
2. Приобретение автоспецтехники:
2.1. мусоровоза марки КО-440-5 на базе автомобиля Камаз для вывоза ТБО с контейнерных площадок.
2.2. мусоровозов системы "Мультилифт" на базе автомобиля МАЗ для вывоза бункеров вместимостью 8 куб. м.
Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок предусматривают:
1. Уборку мусора с привлечением спецтехники и перевоз на полигон;
2. Зачистку территории бульдозерами;
3. В местах массового скопления ТБО, на территориях части несанкционированных свалок устройство контейнерных площадок с гидроизоляционным основанием и оборудование ее бункерами-накопителями системы "Мультилифт" для сбора и временного накопления ТБО с последующим вывозом на полигон.
Суммарный ориентировочный объем отходов, подвергаемый вывозу с территории свалок, составляет 22600 куб. м.
Суммарный ориентировочный объем грунта для технической рекультивации составляет 11400 куб. м. Стоимостные показатели рекультивации свалок, рассчитанные ООО "Роспроектстрой", рассчитанные с учетом расценки работ на 1 га (4,6 млн руб.), составляют 26,22 млн руб.
Крупногабаритные отходы (КГО) в городском округе Чапаевск складируют на площадке с обеспечением подъезда автотранспорта. Удаляют КГО по мере их накопления и вывозят на полигон ТБО.
Каждая из контейнерных площадок городского округа Чапаевск имеет резерв площади под участок для временного накопления крупногабаритных отходов. Размеры участка складирования КГО на контейнерной площадке - от 3 x 4 до 4 x 5 м, в зависимости от размеров самой площадки. Таким образом, на территориях асфальтовых площадок площадью от 50 до 150 кв. м имеется зарезервированный участок площадью от 12 до 20 кв. м под КГО.
В перспективе предусматривается развитие полигона ТБО с переводом его в комплекс совместного размещения и утилизации вторичных материальных ресурсов. При этом на территории мусоросортировочной станции будет предусмотрен участок для переработки части крупногабаритных отходов (сортировки, разборки, прессования и пр.).
Для реализации мероприятий по сбору и удалению крупногабаритных отходов необходимо приобретение погрузчиков 3 ТМ 216А и бульдозера.
Каждая из территорий в природоохранных зонах, местах массового отдыха населения, включая участки дачных массивов, должны оборудоваться контейнерными площадками с гидроизолированным основанием для размещения контейнеров.
Для выполнения мероприятий по сбору и удалению отходов в природоохранных зонах, из мест массового отдыха населения, в садово-дачных товариществах Программой предусматривается строительство 15 контейнерных площадок, приобретение 15 бункеров и мусоровоза системы "Мультилифт" на базе автомобиля МАЗ для вывоза бункеров вместимостью 8 куб. м. Каждая из территорий в природоохранных зонах, местах массового отдыха населения, включая участки дачных массивов, должны оборудоваться контейнерными площадками с гидроизолированным основанием для размещения бункеров.
Анализ проектных данных полигона и отчетности по форме 2ТП-отходы показывает, что полезная вместимость объекта сработана на 53% (14 лет эксплуатации). При существующих объемах размещения отходов (119253 тыс. куб. м/год) полигон способен принимать отходы ((450000 - 238784) / (119253 / 3,6) x 0,7) в течение 9 лет (ориентировочно до 2020 года).
Перечнем программных мероприятий областной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области" на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года предусмотрены проектирование и реконструкция полигона твердых бытовых отходов с зоной первичной сортировки вблизи городского округа Чапаевск для извлечения отдельных фракций и сокращения объемов захоронения отходов, что позволит увеличить срок эксплуатации полигона на 8 - 10 лет.
Реконструкция объекта может быть осуществлена при выполнении проектно-сметной документации. Предполагаемые затраты на проектирование и реконструкцию полигона размещения ТБО с зоной первичной сортировки - 39201,6 тыс. руб.
Для выполнения мероприятия по удалению смета с усовершенствованных покрытий и загрязненных снежно-ледовых масс и более качественного выполнения работ по круглогодичному содержанию улично-дорожной сети Программой предусмотрено обновление изношенного парка автотранспорта, приобретение спец. техники:
- автогрейдер ГС-14.02 3,5 млн руб. x 2 = 7 млн руб.
(планировка территории, расчистка от снега);
- экскаватор ЕК-14-90 (емк. 0,8 куб. м) - 3,4 млн руб.
(погрузка земли, песка, снега);
- лаповый снегопогрузчик КО-206 М1-01 - 2,3 млн руб.
(снегоуборка);
- гидроподъемник АГП-18 (ГАЗ - 5 мест) - 3,1 млн руб.
(содержание зеленого хозяйства);
- вакуумная подметально-уборочная машина КО-326 - 4,5 млн руб.
(уборка дорожной сети);
- каток двухвальцовый дорожный МС-98 - 1,8 млн руб.
(ремонт асфальтобетонного покрытия);
- ручной шнекороторный снегоуборщик 76 тыс. руб. x 2 ед. = 152 тыс. руб. = 0,2 млн руб.
(расчистка от листвы, снега дорожек, тротуаров, зон отдыха)
(культиватор + ротор щетка + снегоуборщик).
Для вывоза с улично-дорожной сети более 20 тыс. тонн снега ежегодно в настоящее время используется традиционная технология с использованием различной техники (автогрейдеров, роторов, погрузчиков, самосвалов) и рабочих участков. Сбор и транспортировка снега за территорию города - весьма дорогостоящий и трудоемкий процесс и является значительной статьей расхода для бюджета городского округа Чапаевск.
Инновационным решением этой проблемы может стать применение снеготаялок, которые используют технологию плавления снега и слива образовавшейся воды в канализационные стоки. Применение снеготаялок сводит к минимуму транспортные затраты, снижает количество используемой техники, уменьшает эксплуатационные расходы.
- снеготаялка мобильная СТМ-12 - 3,05 млн руб. x 3 ед. - 9,15 млн руб.;
на базе КАМАЗ с крюковым механизмом "Мультилифт" - 3,5 млн руб.
Для утилизации биологических отходов необходимо строительство новой биотермической ямы Беккера. Ориентировочная стоимость строительства составит 1,5 млн. В связи с особой важностью проблемы начало строительства объекта запланировано на 2013 г.
Мероприятия по экологическому воспитанию и просвещению жителей предусматривают:
- проведение конкурсов по озеленению территорий;
- субботники по санитарной очистке пляжей, парков, придомовых территорий;
- экскурсии и классные часы по экологическому воспитанию в школах и детских садах;
- акции по высадке деревьев и кустарников.
В результате выполнения мероприятий Программы планируется создать организационную, экономическую, техническую базу для совершенствования сферы обращения с отходами.
3. Перечень
целевых индикаторов (показателей), характеризующих
ежегодный ход и итоги реализации Программы
Решение задач в рамках реализации Программы будет определяться достижением целевых индикаторов (показателей), представленных в таблице 4.
Таблица 4
Целевые индикаторы Программы
№ Наименование целевого Ед. Значение целевого индикатора
п/п индикатора (показателя) измерения (показателя) по годам
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Цель: улучшение санитарного и экологического состояния территории городского
округа Чапаевск путем организации мероприятий, направленных на сбор, вывоз,
утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, на создание условий
для развития производства по формированию кластера использования вторичных
ресурсов на территории городского округа Чапаевск
Задача: Минимизировать отрицательное воздействие отходов производства и
потребления на территории городского округа Чапаевск посредством:
- ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов;
- рекультивации техногенных массивов;
- модернизации системы обращения с отходами производства и потребления на
территории городского округа Чапаевск;
- проектирования и реконструкции объектов обращения с отходами;
- создания условий для развития производств по использованию вторичных
ресурсов
1 Количество контейнерных единиц 125 135 147 157 175 195 215 240
площадок на территории
городского округа
Чапаевск
2 Доля коммунальных % 8 8 16 16 16 16 16 16
отходов, использованных
в качестве вторичных
материальных ресурсов
3 Количество единиц 55 50 45 35 25 12 0 0
несанкционированных
мест размещения ТБО
4. Перечень
программных мероприятий на период 2013 - 2020 гг.
№ Наименование Наименование Всего за Затраты на проведение мероприятий по годам, млн руб. Исполнитель
мероприятий бюджета период
действия 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
программы
1. Мероприятия по сбору и вывозу ТБО, крупногабаритных
отходов и ликвидации несанкционированных свалок
1.1 Строительство всего: 13,22 1,32 1,52 1,62 1,72 1,82 1,76 1,69 1,77 МКУ "Департамент
контейнерных строительства
площадок (100 администрации
площадок) г.о. Чапаевск"
областной 11,24 1,12 1,29 1,38 1,46 1,55 1,5 1,44 1,5
(85%)
местный 1,98 0,2 0,23 0,24 0,26 0,27 0,26 0,25 0,27
(15%)
1.2 Приобретение всего: 2,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 Комитет по
контейнеров V = управлению
0,75 куб. м (600 муниципальным
ед.) имуществом
администрации
г.о. Чапаевск
областной 2,04 0,255 0,255 0,255 0,255 0,255 0,255 0,255 0,255
(85%)
местный 0,36 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045
(15%)
1.3 Строительство всего: 5,5 0,85 1,01 0 1,15 0 1,25 0 1,24 МКУ "Департамент
контейнерных строительства
площадок (26 администрации
площадок) для г.о. Чапаевск"
бункеров 8 куб. м
областной 4,68 0,72 0,86 0 0,98 0 1,06 0 1,06
(85%)
местный 0,82 0,13 0,15 0 0,17 0 0,19 0 0,18
(15%)
1.4 Приобретение всего: 1,39 0,09 0,1 0 0,14 0 0,16 0 0,9 Комитет по
контейнеров V = 8 управлению
куб. м (28 ед.) муниципальным
имуществом
администрации
г.о. Чапаевск
областной 0,85 0,08 0 0 0 0 0 0 0,77
(85%)
местный 0,14 0,01 0 0 0 0 0 0 0,13
(15%)
внебюджетные 0,4 0 0,1 0 0,14 0 0,16 0 0
средства
1.5 Приобретение всего: 14,25 3,2 0 4,5 0 3,3 0 3,25 0 Комитет по
бульдозера (1 ед.), управлению
погрузчиков (2 ед.) муниципальным
имуществом
администрации
г.о. Чапаевск
областной 9,31 2,72 0 3,83 0 0 0 2,76 0
(85%)
местный 1,64 0,48 0 0,67 0 0 0 0,49 0
(15%)
внебюджетные 3,3 0 0 0 0 3,3 0 0 0
средства
1.6 Приобретение всего: 6,3 0 2 0 2,1 0 2,2 0 0 Комитет по
мусоровоза мод. КО управлению
440-5 (3 ед.) муниципальным
имуществом
администрации
г.о. Чапаевск
областной 3,57 0 1,7 0 0 0 1,87 0 0
(85%)
местный 0,63 0 0,3 0 0 0 0,33 0 0
(15%)
внебюджетные 2,1 0 0 0 2,1 0 0 0 0
средства
1.7 Приобретение всего: 4,6 2,1 0 0 0 2,5 0 0 0 Комитет по
мусоровоза системы управлению
"Мультилифт" на муниципальным
базе автомобиля МАЗ имуществом
- 2 ед. администрации
г.о. Чапаевск
областной 2,1 0 0 0 0 2,1 0 0 0
(85%)
местный 0,4 0 0 0 0 0,4 0 0 0
(15%)
внебюджетные 2,1 2,1 0 0 0 0 0 0 0
средства
1.8 Ликвидация и всего: 26,22 1,3 2,7 3,0 3,4 3,9 3,9 4,0 4,02 МКУ "Управление
рекультивация городского
несанкционированных хозяйства
свалок администрации и
городского
округа
Чапаевск";
МБУ "Управление
благоустройства
и озеленение"
областной 22,3 1,1 2,3 2,55 2,89 3,32 3,32 3,4 3,42
(85%)
местный 3,92 0,2 0,4 0,45 0,51 0,58 0,58 0,6 0,6
(15%)
2. Мероприятие по инженерной реконструкции полигона ТБО
2.1 Проектирование и всего: 39,2016 4,1516 0 35,05 0 0 0 0 0 МКУ "Департамент
реконструкция строительства
полигона размещения администрации
ТБО с зоной г.о. Чапаевск"
первичной
сортировки
областной 31,5516 4,1516 0 27,40 0 0 0 0 0
(85%)
внебюджетные 7,65 0 0 7,65 0 0 0 0 0
средства
3. Мероприятия по сбору и удалению отходов в природоохранных зонах,
из мест массового отдыха населения, в садоводческих товариществах
3.1 Строительство 5 всего: 1,1823 1,1823 0 0 0 0 0 0 0 МКУ "Департамент
контейнерных строительства
площадок в администрации
природоохранных г.о. Чапаевск"
зонах и местах
массового отдыха
населения
областной 1,005 1,005 0 0 0 0 0 0 0
(85%)
местный 0,1773 0,1773 0 0 0 0 0 0 0
(15%)
3.2 Строительство 10 всего: 2,3646 2,3646 0 0 0 0 0 0 0 МКУ "Департамент
контейнерных строительства
площадок в администрации
садово-дачных г.о. Чапаевск"
товариществах
областной 2,0099 2,0099 0 0 0 0 0 0 0
(85%)
местный 0,3547 0,3547 0 0 0 0 0 0 0
(15%)
3.3 Приобретение всего: 0,45 0,45 0 0 0 0 0 0 0 Комитет по
бункеров объемом 8 управлению
куб. м в количестве муниципальным
15 ед. имуществом
администрации
г.о. Чапаевск
областной 0,3825 0,3825 0 0 0 0 0 0 0
(85%)
местный 0,0675 0,0675 0 0 0 0 0 0 0
(15%)
3.4 Приобретение всего: 2,1 2,1 0 0 0 0 0 0 0 Комитет по
мусоровоза системы управлению
"Мультилифт" на муниципальным
базе автомобиля МАЗ имуществом
- 1 ед. администрации
г.о. Чапаевск
областной 1,785 1,785 0 0 0 0 0 0 0
(85%)
местный 0,315 0,315 0 0 0 0 0 0 0
(15%)
4. Мероприятие по удалению смета с усовершенствованных
покрытий и загрязненных снежно-ледовых масс
4.1 Приобретение всего: 35 3,8 3,9 4,0 4,3 4,5 4,5 5,0 5,0 Комитет по
спецтехники для управлению
содержания муниципальным
улично-дорожной имуществом
сети администрации
г.о. Чапаевск
областной 29,75 3,23 3,32 3,4 3,66 3,83 3,83 4,24 4,24
(85%)
местный 5,25 0,57 0,58 0,6 0,64 0,67 0,67 0,76 0,76
(15%)
5. Мероприятие по утилизации биологических отходов
5.1 Строительство всего: 1,5 0,7 0,8 0 0 0 0 0 0 МКУ "Департамент
биотермической ямы строительства
администрации
г.о. Чапаевск"
областной 1,28 0,60 0,68 0 0 0 0 0 0
(85%)
местный 0,22 0,10 0,12 0 0 0 0 0 0
(15%)
ИТОГО по годам ВСЕГО: 155,6785 23,9085 12,33 48,47 13,11 16,32 14,07 14,24 13,23
областной 123,854 19,159 10,405 38,815 9,245 11,055 11,835 12,095 11,245
(85%)
местный 16,2745 2,6495 1,825 2,005 1,625 1,965 2,075 2,145 1,985
(15%)
внебюджетные 15,55 2,1 0,1 7,65 2,24 3,3 0,16 0 0
средства
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств местного бюджета, субсидий из областного бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 155,6785 млн рублей, в том числе:
за счет средств местного бюджета - 16,2745 млн рублей, в том числе по годам:
2013 год - 2,6495 млн рублей;
2014 год - 1,825 млн рублей;
2015 год - 2,005 млн рублей;
2016 год - 1,625 млн рублей;
2017 - 2020 годы - 8,17 млн рублей;
за счет средств областного бюджета - 123,854 млн рублей, в том числе по годам:
2013 год - 19,159 млн рублей;
2014 год - 10,405 млн рублей;
2015 год - 38,815 млн рублей;
2016 год - 9,245 млн рублей;
2017 - 2020 годы - 46,23 млн рублей;
за счет внебюджетных источников - 15,55 млн рублей, в том числе по годам:
2013 год - 2,1 млн рублей;
2014 год - 0,1 млн рублей;
2015 год - 7,65 млн рублей;
2016 год - 2,24 млн рублей;
2017 - 2020 годы - 3,46 млн рублей.
Финансирование программных мероприятий та счет средств бюджета городского округа осуществляется в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусматриваемых в установленном порядке соответствующим главным распорядителям средств местного бюджета.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджета городского округа Чапаевск на очередной финансовый год и на плановый период.
Средства бюджета Самарской области на проведение программных мероприятий указаны как планируемые и не являются основанием возникновения соответствующих расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета.
6. Социальные, экономические, экологические
последствия реализации Программы и обоснование
потребности в необходимых ресурсах
Реализация Программы позволит:
улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории городского округа Чапаевск путем снижения уровней загрязнения почв отходами и содержащимися в них вредными веществами, перевода процессов сбора, транспортировки, переработки и захоронения отходов на условия, отвечающие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
создать условия для формирования кластера использования вторичных ресурсов на территории городского округа Чапаевск;
внедрить прогрессивную технологию сбора отходов, позволяющую сократить транспортные и иные сопутствующие расходы;
развить сеть объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для захоронения или длительного хранения отходов;
создать дополнительные рабочие места, в том числе для социально незащищенных слоев населения;
повысить уровень экологического сознания населения городского округа Чапаевск;
сократить отчуждение площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны и иные объекты размещения отходов;
экономить первичные ресурсы за счет вовлечения твердых коммунальных отходов в хозяйственный цикл;
насытить рынок пользующимися спросом товарами, изготовленными полностью или частично с применением отходов производства и потребления.
В результате реализации отдельных мероприятий Программы будет:
к 2020 году количество контейнерных площадок на территории городского округа Чапаевск составит 240 единиц, т.е. увеличение произойдет в 2,4 раза;
увеличение доли коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов, с 8 до 16%;
ликвидация несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов к 2019 году.
Реализация ведомственной целевой программы мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, созданию условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории городского округа Чапаевск на 2013 - 2020 годы значительно улучшит качество природной среды и экологических условий жизни населения, формирует сбалансированную экологически ориентированную модель развития экономики городского округа Чапаевск.
7. Механизм управления реализацией Программы
Управление и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляется Заказчиком - Администрацией городского округа Чапаевск.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий.
Программа реализуется ее исполнителями в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Исполнители Программы, в части возложенных на них полномочий по реализации программных мероприятий:
- организуют выполнение программных мероприятий;
- несут ответственность за их реализацию в соответствии с действующим законодательством;
- в установленном порядке представляют Заказчику Программы информацию о ходе ее реализации.
Общий контроль за ходом исполнения мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой, осуществляет МКУ "Управление городского хозяйства администрации городского округа Чапаевск", которое осуществляет общую координацию деятельности исполнителей, ведет мониторинг реализации мероприятий в рамках Программы, анализирует ход ее выполнения и, в случае необходимости, вносит соответствующие коррективы.
Внесение изменений в Программу осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
------------------------------------------------------------------