Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.02.2013 N 33 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год"



МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 8 февраля 2013 г. № 33

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 ГОД

В целях совершенствования системы экологического воспитания и просвещения населения Самарской области путем реализации мероприятий, направленных на повышение уровня информированности населения об экологических проблемах региона и путях их решения, а также вовлечения населения в практическую деятельность в сфере повышения экологического благополучия и в соответствии с протоколом заседания комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам от 12.11.2012 № 40 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год.
2. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.

Исполняющий обязанности министра
лесного хозяйства, охраны окружающей среды
и природопользования
Самарской области
Т.Н.САФРОНОВА





Утверждена
Приказом
министерства лесного хозяйства,
охраны окружающей и природопользования
Самарской области
от 8 февраля 2013 г. № 33

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 ГОД
(далее - Ведомственная программа)

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ - "Экологическое воспитание и просвещение
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ населения Самарской области" на 2013 год

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О - поручение министра лесного хозяйства, охраны
РАЗРАБОТКЕ окружающей среды и природопользования
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Самарской области от 21 февраля 2011 года

РАЗРАБОТЧИК И - министерство лесного хозяйства, охраны
ИСПОЛНИТЕЛЬ окружающей среды и природопользования
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Самарской области (далее - министерство)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - Цель: повышение уровня экологической культуры
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ населения Самарской области.
Задача 1. Развитие единого информационного
поля для анализа и общественного контроля
экологического состояния территории Самарской
области.
Задача 2. Формирование экологической
грамотности населения Самарской области.
Задача 3. Вовлечение населения Самарской
области и организаций всех форм собственности
в реализацию региональной экологической
политики

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2013 год
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ - Индикаторы (показатели) задачи 1:
ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ наличие экологического паспорта Самарской
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ области;
наличие радиационно-гигиенического паспорта
Самарской области;
наличие ежегодного государственного доклада о
состоянии окружающей среды и природных
ресурсов Самарской области.
Индикатор (показатель) задачи 2:
тираж печатной продукции экологического
содержания.
Индикатор (показатель) задачи 3:
число участников массовых экологических
мероприятий, направленных на повышение
экологической культуры населения Самарской
области

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ - общий объем финансирования мероприятий
МЕРОПРИЯТИЙ, Ведомственной программы за счет средств
ОПРЕДЕЛЕННЫХ областного бюджета составляет 8 700 тыс.
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ рублей

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО- - отношение степени достижения основных целевых
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ индикаторов (показателей) Ведомственной
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ программы к уровню ее финансирования
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - контроль за ходом реализации Ведомственной
КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ программы осуществляется министерством в
РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ соответствии с требованиями Порядка
ПРОГРАММЫ разработки, утверждения и реализации
ведомственных целевых программ в Самарской
области, утвержденным постановлением
Правительства Самарской области от 16.01.2008
№ 2

I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Ведомственной программы

Сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в решающей степени определяются формированием экологической культуры населения. Высокий уровень экологической культуры населения является одним из условий сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время в России уровень экологической культуры, образования и воспитания населения рассматривается как один из самых низких среди развитых стран мира.
Эта проблема отмечена как приоритетная Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, в соответствии с которым Президент Российской Федерации дал специальное поручение Правительству Российской Федерации по совершенствованию системы экологического воспитания и просвещения населения России.
По мнению Президента Российской Федерации на современном этапе в решении экологических задач должны участвовать не только специально уполномоченные государственные природоохранные органы, но и общество в целом.
Совершенствование системы экологического воспитания и просвещения населения, привлечение внимания широких слоев общественности к экологическим проблемам региона, повышение роли молодежи в решении экологических проблем будет способствовать сохранению окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности и соблюдению экологических прав граждан Российской Федерации.
К сожалению, на сегодняшний день большинство населения считает, что проблема сохранения окружающей среды не касается его лично, что эта проблема находится где-то далеко, и что она является исключительно делом государства.
Это подтверждают и проведенные в 2010 году мониторинговые исследования по оценке уровня экологической культуры населения Самарской области.
Уровень экологической культуры населения оценивался по 4-м критериям: уровень информированности; заявленный уровень экологических ценностей; готовность к участию в мероприятиях по повышению экологического благополучия; фактическая деятельность в сфере повышения экологического благополучия.
С целью проведения социологического исследования экологической культуры населения Самарской области были избраны 3 группы населения: учащиеся старших классов в Самарской области, педагоги школ в Самарской области, муниципальные служащие органов местного самоуправления в Самарской области.
Согласно проведенным исследованиям большинство респондентов заявили о том, что урегулирование социально-экологических проблем для них важно и имеет большое значение. Большинство опрошенных уверены, что они достаточно хорошо понимают сущность экологических проблем. Доля респондентов, которые понимают, какие пути и методы решения конкретных социально-экологических проблем существуют, гораздо ниже.
Познавательная активность опрошенных (желание узнать более подробно) даже о наиболее актуальных социально-экологических проблемах и возможностях их урегулирования является низкой. 15 - 20% респондентов называют в качестве причины незаинтересованности в получении новой экологической информации свою "достаточную информированность". 15 - 20% указывают на свою незаинтересованность в данной тематике.
Наиболее экологически дружественную деятельность респонденты реализуют в домохозяйстве и по месту жительства в тех случаях, когда она им экономически выгодна.
По месту работы осознанная экологически ориентированная деятельность осуществляется эпизодически, несмотря на экологические посылы руководителей государства, которые напрямую указывали на необходимость осуществления энерго- и ресурсосберегающей деятельности в государственных и муниципальных организациях.
Знания относительно существующих в Самарской области особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), животных и растений, занесенных в Красную книгу, весьма поверхностны, сводятся к наиболее очевидным фактам. Лишь 7 - 10% опрошенных (несмотря на особенности выборки) могут назвать несколько краснокнижных животных и растений, а также какие-либо ООПТ, кроме Национального парка "Самарская Лука" и Жигулевского государственного заповедника.
На основании проведенных исследований можно сделать выводы о том, что население Самарской области достаточно сильно обеспокоено экологической ситуацией, угрозой экологической катастрофы вследствие загрязнения окружающей среды и уменьшения запасов ресурсов. Однако указанная обеспокоенность является в целом поверхностной, что обусловлено низкой экологической информированностью населения и отсутствием интереса к проблемам, связанным с состоянием окружающей среды.
Вследствие этого наблюдается низкий уровень фактической вовлеченности населения в экологически дружественную деятельность, что в свою очередь влечет за собой низкий уровень самоценности природы как таковой, а не как фактора здоровья и физического благополучия населения.
Причина сложившейся ситуации - низкая эффективность существующей в Самарской области системы экологического воспитания и просвещения населения, а также отсутствие программы областного значения, направленной на развитие и совершенствование данной системы.
Таким образом, необходимо разработать и реализовать программу по экологическому воспитанию и просвещению населения Самарской области.
В рамках программы, прежде всего, предусматриваются мероприятия, направленные на повышения информированности и фактической экологически ориентированной активности населения.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий программы и оценку их результатов.

II. Цель и задачи Ведомственной программы

Целью Ведомственной программы является повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области.
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области.
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики.

III. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной программы
и целевые индикаторы (показатели)

Реализация основных мероприятий Ведомственной программы позволит:
сформировать единое информационное пространство в сфере экологического просвещения и повышения экологической культуры;
повысить осведомленность всех групп населения о направлениях экологической политики путем привлечения граждан, общественных организаций, учреждений и предприятий к разработке и реализации экологических проектов;
выявить гражданскую, профессиональную и личностную готовность населения Самарской области к участию в улучшении экологической ситуации в области;
расширить границы общественного экологического сознания в вопросах взаимодействия общества с экосистемами, осуществления сбалансированного экономического развития в условиях экологического благополучия, предупреждения природных катаклизмов.
Главным достигнутым результатом станет эффективное созидательное участие всех групп населения Самарской области, осознающего свою ответственность за состояние окружающей среды, в решении и предупреждении проблем восстановления и сохранения природы региона.
Индикаторы (показатели) выполнения трех поставленных задач выбраны с учетом анализа полученных в 2010 году результатов социологического исследования по предмету формирования экологической культуры населения Самарской области.
Индикаторы (показатели) задач:
Задача 1 "Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области":
наличие экологического паспорта Самарской области;
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.
Задача 2 "Формирование экологической грамотности населения Самарской области":
тираж печатной продукции экологического содержания.
Задача 3 "Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики":
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области.
Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении № 1 к Ведомственной программе.

IV. Перечень программных мероприятий

Ведомственной программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области посредством выполнения следующих работ:
ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
формирование и ведение экологического паспорта Самарской области;
обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды Самарской области;
подготовка и издание ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.
2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области:
размещение информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства и в сети Интернет;
издание газеты "Живая вода".
3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики:
организация и проведение областного экологического карнавала;
организация и проведение ежегодного регионального конкурса "ЭкоЛидер";
организация и проведение Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении № 2 к Ведомственной программе.
Исполнителем программных мероприятий является министерство.

V. Описание социальных, экономических и экологических
последствий реализации Ведомственной программы,
планируемая общая оценка ее вклада в достижение
соответствующей стратегической цели

Основным социальным результатом реализации программных мероприятий будут повышение уровня экологической культуры населения Самарской области, воспитание личностной экологической ответственности, активной жизненной позиции граждан в вопросах защиты природного богатства региона и увеличение количества участников экологических акций и мероприятий.
Наряду с этим обеспечение населения достоверной и полной информацией по всем экологическим проблемам и путям их решения будет способствовать снижению социальной напряженности. Воспитание экологически грамотных людей станет залогом устойчивого развития Самарской области.
Экологическим следствием реализации комплекса программных мер станет развитие у населения нового типа мышления, основанного на экологических ценностях, воспитание человека, имеющего способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и жить в относительной гармонии с природой, в результате чего снизится негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.
Так, вследствие активного участия населения в экологических акциях и мероприятиях, уменьшится объем размещаемых отходов на территории Самарской области, в том числе и на территории водоохранных зон, что в свою очередь повлечет за собой улучшение качества воды в источниках водоснабжения, уменьшение площади земель, захламленных отходами, снизится количество заболеваний, вызываемых неблагоприятной экологической обстановкой, улучшится качество жизни населения в целом. Кроме того увеличится доля зеленых насаждений, что повлечет за собой улучшение качества атмосферного воздуха.
Основной экономический эффект от реализации Ведомственной программы выразится в снижении затрат на очистку питьевой воды и, как следствие, в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи населению, в сокращении расходов жилищно-коммунальных хозяйств на ликвидацию многочисленных несанкционированных свалок, снижение затрат не восстановление природных ресурсов.

VI. Методика оценки эффективности реализации
Ведомственной программы с учетом ее особенностей
(далее - методика)

Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений индикаторов (показателей) Ведомственной программы с их целевыми значениями.
Эффективность реализации Ведомственной программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности реализации Ведомственной программы рассчитывается по формуле:

Тек.
X
1 № n
- SUM ------
№ n=1 План.
X
n
R = ------------ x 100%,
Тек.
F
   ------

План.
F

где: № - общее число целевых индикаторов (показателей);
Тек.
X - значение на конец текущего года n-го целевого индикатора (показателя);
n
План.
X - плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);
n
Тек.
F - сумма финансирования (расходов) на конец года;
План.
F - плановая сумма финансирования Ведомственной программы.

Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Ведомственной программы (R) используются все важнейшие целевые индикаторы (показатели) Ведомственной программы, приведенные в разделе III Ведомственной программы.
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется в течение всего срока ее реализации.
При значении комплексного показателя эффективности 80 процентов и более эффективность реализации Ведомственной программы признается высокой, при значении менее 80 процентов - низкой.

VII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах

Реализация Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы в 2013 году составит 8 700 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Ведомственной программы из областного бюджета будет осуществляться в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

VIII. Механизм управления реализацией
Ведомственной программы

Исполнителем Ведомственной программы является министерство.
Реализация Ведомственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с непосредственными исполнителями программных мероприятий, определяемыми в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Министерство предоставляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 № 2.





Приложение № 1
к Ведомственной целевой программе
Экологическое воспитание и просвещение
населения Самарской области" на 2013 год

ПЕРЕЧЕНЬ
целевых индикаторов (показателей)
ведомственной целевой программы
"Экологическое воспитание и просвещение населения
Самарской области" на 2013 год


Наименование цели, задачи Единица Значение целевого
и целевого индикатора (показателя) измерения индикатора
(показателя)

2011 2012 Плано-
год год вый
(факт) (оцен- период
ка) (прог-
ноз)

2013
год

Цель: Повышение уровня экологической культуры населения Самарской области

Задача 1. Развитие единого
информационного поля для анализа и
общественного контроля экологического
состояния территории Самарской области
наличие экологического паспорта единиц 1 1 1
Самарской области
наличие радиационно-гигиенического единиц 1 1 1
паспорта Самарской области
наличие ежегодного государственного единиц 1 1 1
доклада о состоянии окружающей среды и
природных ресурсов Самарской области

Задача 2. Формирование экологической экземпляров 3600 9000 12000
грамотности населения Самарской области
тираж печатной продукции экологического
содержания

Задача 3. Вовлечение населения Самарской
области и организаций всех форм
собственности в реализацию региональной
экологической политики
число участников массовых экологических человек 4500 4500 4500
мероприятий, направленных на повышение
экологической культуры населения
Самарской области






Приложение № 2
к Ведомственной целевой программе
"Экологическое воспитание и просвещение
населения Самарской области" на 2013 год

ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий ведомственной целевой программы -
"Экологическое воспитание и просвещение населения
Самарской области" на 2013 год


№ Наименование цели, задачи и мероприятия Срок Объем
п/п реа- средств
ли- област-
за- ного
ции бюджета,
направ-
ляемых
на
реали-
зацию
меро-
приятия
в 2013
году,
тыс.
рублей

Цель: Повышение уровня экологической культуры населения
Самарской области

Задача 1. Развитие единого информационного поля для
анализа и общественного контроля экологического
состояния территории Самарской области

1.1 Ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской 2013 2 500
области

1.2 Формирование и ведение экологического паспорта 2013 500
Самарской области

1.3 Обеспечение органов государственной власти и органов 2013 3 000
местного самоуправления информацией по материалам
наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей
среды Самарской области

1.4 Подготовка и издание ежегодного государственного 2013 400
доклада о состоянии окружающей среды и природных
ресурсов Самарской области

ИТОГО по задаче 1 6 400

Задача 2. Формирование экологической грамотности
населения Самарской области

2.1 Размещение информации об экологической ситуации и 2013 200
природоохранной деятельности в Самарской области на
сайте министерства и в сети Интернет

2.2 Издание газеты "Живая вода" 2013 400

ИТОГО по задаче 2 600

Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и
организаций всех форм собственности в реализацию
региональной экологической политики

3.1 Организация и проведение областного экологического 2013 700
карнавала

3.2 Организация и проведение ежегодного регионального 2013 500
конкурса "ЭкоЛидер"

3.3 Организация и проведение Всемирных Дней защиты от 2013 500
экологической опасности на территории Самарской области

ИТОГО по задаче 3 1 700

ИТОГО по ВЦП 8 700



------------------------------------------------------------------