Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2013 по делу N А55-7312/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 4 пункта 3.3 Приложения к Постановлению Самарской Губернской Думы от 28.04.2009 N 1086 "О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах Самарской области">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу № А55-7312/2013
Резолютивная часть решения объявлена 6 августа 2013 года
Полный текст решения изготовлен 7 августа 2013 года
Арбитражный суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Матюхиной Т.М.,
судей Мальцева Н.А., Гордеевой С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карякиной М.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" 443096, Самарская область, г. Самара, ул. Больничная, 20а
к Самарской Губернской Думе 443100, Самарская область, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 187
третьи лица:
Министерство строительства Самарской области,
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара,
Дума городского округа Самара,
Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в заседании:
от заявителя - Захаров И.В., доверенность от 05.04.2013 № 16;
от заинтересованного лица - Лукьянова О.А., доверенность от 08.02.2013;
от ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области - Кочетков А.М., доверенность от 14.05.2013;
от прокуратуры - Корсакова Т.Н., удостоверение;
от третьих лиц - не явились, извещен;
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и распоряжений от 5 августа 2013 года произведена замена судей Коршиковой Е.В., Харламова А.Ю. на судей Гордееву С.Д., Мальцева Н.А.
установил:
ООО "Калипсо" обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, на основании ст. 49 АПК РФ, о признании аб. 4 п. 3.3 Приложения к Постановлению Самарской Губернской Думы от 28.04.2009 № 1086 "О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах Самарской области (новая редакция)" не соответствующим ст. 12 Конституции, ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 9, 30, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и недействующим.
Самарская Губернская Дума в удовлетворении заявления просила отказать по основаниям, указанным в отзыве на заявление и в дополнениях к отзыву.
Прокуратура Самарской области в удовлетворении заявления просила отказать по основаниям, указанным в отзыве на заявление и в дополнениях к отзыву.
Представитель Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области в судебное заседание не явился, разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда, согласно отзыва от 23.04.2013 (л.д. 39, 48).
Министерство строительства Самарской области считает что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют (л.д. 67-69).
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в суд является нарушение прав и законных интересов гражданина или организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта действующему законодательству возложена на орган или должностное лицо, которое приняло указанный акт (часть 1 статьи 65, часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). На заявителя возлагается обязанность доказать нарушение данным актом его прав и законных интересов (часть 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель считает не соответствующим ст. 12 Конституции, ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 9, 30, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и недействующим абзац 4 пункта 3.3 Приложения к Постановлению СГД от 28.04.2009 № 1086 "О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах Самарской области (новая редакция)".
Вышеуказанные нормы регулируют вопросы использования земельных участков, в частности, установление для них органами местного самоуправления в правилах землепользования и застройки видов разрешенного использования для каждой территориальной зоны.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Вместе с тем органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность не произвольно, а в соответствии с теми полномочиями, которые закреплены в отраслевом законодательстве, в частности, градостроительном и земельном.
Пунктом 7 статьи 25 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
В целях реализации указанного полномочия Самарской Губернской Думой были приняты Правила, которыми установлены условия безопасного водопользования в процессе эксплуатации маломерных судов, а также порядок организации и эксплуатации баз на водных объектах в Самарской области.
Как полагает Самарская Губернская Дума, указанное в абзаце четвертом пункта 3.3 Правил требование - ограничение направлено на обеспечение безопасности граждан в процессе пользования водными объектами на территории Самарской области с учетом положений Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 № 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации", в частности, запрета заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах (подпункт "ж" пункта 8).
Заявитель указывает, что оспариваемый пункт Правил устанавливает ограничение в использовании земельных участков, тогда как установление запретов и ограничений в использовании земельных участков не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.
Так заявитель утверждает, что "абз. 4 пункта 3.3 Правил устанавливает ограничение в использовании не только водных объектов, но и земельных участков (частей земельных участков), поскольку устанавливает запрет на размещение баз для стоянок маломерных судов в рекреационных зонах, а также в других зонах в пределах 250 м от границы рекреационных зон, территорий санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений".
Суд считает данные доводы ошибочными.
Требование, указанное в абзаце четвертом пункта 3.3 Правил, по сути, запрещает использовать акваторию водного объекта для целей организации (эксплуатации) базы, если расстояние от границы базы составляет менее 250 метров до рекреационной зоны, территорий санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений.
Границы земельных участков должны определяться в соответствии с земельным и градостроительным законодательством (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то есть, прежде всего, в соответствии с Правилами застройки и землепользования городского округа Самара.
Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 4 ГК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, органы местного самоуправления при утверждении Правил землепользования и застройки должны руководствоваться, в том числе, положениями водного законодательства (учитывать береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны и т.д.), к которому относятся и Правила.
Границы земельных участков должны определяться в соответствии с земельным и градостроительным законодательством (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то есть, прежде всего, в соответствии с Правилами застройки и землепользования городского округа Самара.
Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 4 ГК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, органы местного самоуправления при утверждении Правил землепользования и застройки должны руководствоваться, в том числе, положениями водного законодательства (учитывать береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны и т.д.), к которому относятся и Правила.
Кроме того, абзац четвертый пункта 3.3 Правил не противоречит положениям ГК РФ и ЗК РФ, так как указанные кодексы регулируют отношения по использованию земельных участков в "чистом" виде, то есть без учета иного отраслевого законодательства (в данном случае водного).
В соответствии с пунктом 3.3 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области № 1086 границы баз для стоянок маломерных судов располагаются на расстоянии не менее 250 метров от рекреационной зоны, территорий санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений;
Таким образом, буквальное толкование оспариваемой нормы, позволяет сделать вывод о том, что расположение баз должно находиться не в самой рекреационной зоне, либо других зонах, как утверждает заявитель, а в 250 метрах от рекреационной зоны.
Испрашиваемый земельный участок расположен непосредственно в самой зоне рекреации, что следует из судебных актов по делу А55-25017/2012.
Согласно выкопировке из карты правового зонирования в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3).
В соответствии с названными Правилами застройки и застройки Р-3 - Зона природных ландшафтов:
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования (специальное согласование не может быть предоставлено, если оно запрашивается применительно к объектам, расположенным в санитарно-защитных зонах): в том числе: лодочные и спасательные станции.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
В пределах указанных полномочий Самарская Губернская Дума постановлением от 28.04.2009 № 1086 утвердила Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области (Далее - Правила).
Правила установлены в соответствии с Водным кодексом РФ, Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года № 835, Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 502.
Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и содержат нормы, касающиеся организации выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок.
Так, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Правил, данный нормативный правовой акт устанавливает условия безопасного водопользования в процессе эксплуатации маломерных судов, а также порядок организации и эксплуатации баз (сооружений) для стоянок маломерных судов на водных объектах в Самарской области и распространяется на маломерные суда, в том числе водные мотоциклы (гидроциклы).
Согласно пункту 1.3 Правил база (сооружение) для стоянок маломерных судов (далее - база) - береговая территория с сооружениями и прилегающей к ней акваторией, с понтонами и другими плавательными средствами для стоянки маломерных судов, в границах которой базируются маломерные суда.
В соответствии с данным пунктом база, как комплекс имущества, включает в себя:
- береговую территорию (земельный участок с сооружениями);
- акваторию водного объекта с понтонами и другими плавательными средствами.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Водного кодекса РФ акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ
В силу п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункты 4 и 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
То есть, эксплуатация базы напрямую связана с использованием физическими и юридическими лицами водных объектов для плавания на маломерных судах и использованием береговой территории для причаливания и последующего хранения маломерных судов.
Понятие "маломерные суда" находит отражение в Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 29 июня 2005 г. № 502 (далее - Приказ № 502), в Положении о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 (ред. от 24 марта 2009 г.).
В силу указанных правовых актов федеральных органов исполнительной власти маломерными судами являются самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 8 названных Правил пользования маломерными судами при плавании на маломерных судах запрещается в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах.
Пунктом 11 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом могут включаться в состав зон рекреационного назначения.
Раздел Правил "Порядок и условия эксплуатации баз" регулирует вопросы размещения баз на акватории водного объекта и не ограничивает границы расположения баз вне водного объекта.
В силу пунктов 3 и 4 ст. 6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 50 Водного кодекса использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено право законодательной власти субъектов устанавливать запреты и ограничения при использовании водных объектов для рекреационных целей.
Следовательно, Самарской Губернской Думой при утверждении Правил не были нарушены требования действующего законодательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При таких обстоятельствах с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Приложение к Постановлению СГД от 28.04.2009 № 1086 "О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах Самарской области (новая редакция) в части абзаца 4 пункта 3.3 принят компетентным органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере транспортных тарифов; соответствует требованиям действующего законодательства - положениям статьи 12 Конституции Российской Федерации, статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьям 9, 30, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать Приложение к Постановлению Самарской Губернской Думы от 28.04.2009 № 1086 "О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах Самарской области (новая редакция)" в части абзаца 4 пункта 3.3 соответствующим положениям статьи 12 Конституции Российской Федерации, статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьям 9, 30, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца.
Председательствующий
Судьи
Т.М.МАТЮХИНА
Н.А.МАЛЬЦЕВ
С.Д.ГОРДЕЕВА
------------------------------------------------------------------