Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Самарского областного суда от 12.07.2013 по делу N 33-6083/13 <Об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18.04.2013 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах", принятого 24.12.2010 N 3790-п/1>



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу № 33-6083/13

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Нехаева К.А., Копытина А.В.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Пискаревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам С., ООО "С" на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 апреля 2013 года,

установила:

24 декабря 2010 года Мэрией г.о. Тольятти принято постановление № 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах". Постановлением (пунктами 1.1 - 1.9) установлен перечень случаев предоставления для строительства (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми органы местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться исключительно на торгах. Действие постановления не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до вступления в силу данного постановления.
Пунктом 4 постановления установлено, что со дня вступления в силу постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, перечисленных в пунктах 1.1 - 1.9, не принимаются.
Постановление Мэрии г.о. Тольятти от 24 декабря 2010 г. № 3790-п/1 подписано Мэром и опубликовано в газете "Городские ведомости" № 47(1209) от 28 декабря 2010 г., вступило в силу с 28 декабря 2010 г.
Ссылаясь на противоречие пункта 4 постановления федеральному законодательству в той части, что оно распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, прокурор и ОАО "Витафарм" ранее обращались в суд с требованиями о признании п. 4 постановления недействительным.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 7 июня 2011 г. пункт 4 указанного постановления признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Постановлением Мэрии от 31.10.2011 № 3324-п/1 названное постановление дополнено пунктом 1.10, согласно которого, предоставление для строительства земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, осуществляется исключительно на торгах.
С. и ООО "С" обратились в суд с заявлениями об оспаривании постановления Мэрии г.о. Тольятти от 24 декабря 2010 г. № 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах". В заявлениях указали, что названное постановление противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, нарушает их права и законные интересы, является неопределенным и фактически определяет порядок и процедуру предоставления земельных участков, что не отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Ссылаясь на данное обстоятельство, заявители просили признать указанное постановление противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.
Заявления С. и ООО "С" объединены в одно производство.
Решением суда от 18 апреля 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что названное постановление Мэрии не нарушает права заявителей, издано в рамках компетенции. Оспариваемым постановлением процедура и условия предоставления земельных участков не определяется, а лишь установлен перечень случаев предоставления для строительства земельных участков исключительно на торгах.
В своих апелляционных жалобах С. и ООО "С" просили решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая, что принимая оспариваемое постановление Мэрия вышла за пределы своих полномочий.
В судебном заседании представитель заявителей А. доводы апелляционных жалоб поддержал, ссылался на то, что принимая оспариваемое постановление, Мэрия г.о. Тольятти вышла за пределы своих полномочий.
Представитель Мэрии г.о. Тольятти возражала в суде против доводов апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным.
Представитель Думы г.о. Тольятти в письменных возражениях на апелляционные жалобы ссылался на то, что к полномочиям представительного органа г.о. Тольятти вопросы, отраженные в оспариваемом постановлении Мэрии, не относятся. Считает решение суда законным.
Прокурор в своем заключении полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., доводы представителя заявителей, представителя Мэрии, выслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражения представителя Думы г.о. Тольятти, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Данной статьей предусматривается два способа предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Полномочиями по установлению перечня случаев предоставления земельных участков находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, наделены местные органы самоуправления в силу прямого указания в п. 1.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Разрешая заявленные требования, судом сделан правильный вывод, что оспариваемое постановление Мэрии принято данным органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему законом и Уставом. Доводы заявителей о том, что при принятии оспариваемого постановления Мэрия г.о. Тольятти вышла за пределы своих полномочий судебная коллегия также не может признать состоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 7 данного закона устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3 ч. 1 ст. 14).
К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования п. 5 ч. 10 ст. 35 закона отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Федеральное законодательство и Закон Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД "О земле" не определяют конкретные органы местного самоуправления, которые вправе устанавливать перечень случаев осуществления предоставления земельных участков исключительно на торгах.
Согласно п. 1 ст. 23 Устава г.о. Тольятти принятым постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 г. № 155 (с изменениями, внесенными постановлениями Тольяттинской городской Думы от 22.06.2005 № 170, от 11.07.2005 № 202), зарегистрированным в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 24.10.2005 № RU 633020002005001 структуру органов местного самоуправления составляют:
а) Дума городского округа - представительный орган городского округа;
б) Мэр городского округа - глава городского округа;
в) Мэрия городского округа - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган городского округа).
Согласно п. 1 ст. 37 Устава г.о. Тольятти к компетенции Мэрии относится исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями Мэрии.
Согласно положений, изложенных в Решении Думы г.о. Тольятти Самарской области от 18 октября 2006 г. № 538 "О Положении о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти", Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами городского округа в пределах и в порядке, установленных действующим законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления городского округа, а также осуществляет иные полномочия в области управления земельными ресурсами.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что оспариваемое постановление принято Мэрией г.о Тольятти Самарской области в пределах установленных законами и Уставом полномочий.
В то же время действующим законодательством и Уставом городского округа Тольятти к полномочиям представительного органа местного самоуправления, коим является Дума г.о. Тольятти, не отнесено установление перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах. Установление такого перечня не может быть отнесено к определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Ссылка заявителей на то, что перечень является неопределенным, несостоятельна, опровергается содержанием пункта 1 оспариваемого постановления Мэрии.
Доводы апелляционных жалоб о том, что предоставление земельных участков на торгах создает дополнительные обременения для заявителей и нарушает их права, не могут быть признаны обоснованными. Права заявителей на участие в торгах для приобретения прав на интересующие их земельные участки оспариваемым постановлением не ограничены.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Согласно п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 апреля 2013 г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы С., ООО "С" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Н.СКАЗОЧКИН

Судьи
К.А.НЕХАЕВ
А.В.КОПЫТИН


------------------------------------------------------------------