Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Самарского областного суда от 09.07.2013 <О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области N 33 от 12.02.2013 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области N 318 от 22.03.2012 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год">



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2013 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Крайковой А.В.,
с участием прокурора Золиной Т.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта,

установил:

Законом Самарской области от 05.12.2011 № 127-ГД принят областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, которым, в том числе, предусмотрены расходные обязательства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2012 год.
В целях исполнения бюджета Самарской области Правительством Самарской области постановлением № 138 от 22.03.2012 была утверждена областная адресная программа "Капитальный ремонт" на 2012 год, которой предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий бюджетам городских округов, муниципальных районов, поселений, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на возмещение затрат, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирного дома. Срок реализации данной программы - 2012 год.
Постановлением Правительства Самарской области № 33 от 12.02.2013 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 22.03.2012 № 138 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год" адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов", утвержденная постановлением № 138, изложена в новой редакции. А именно, уменьшился объем финансирования программы в прошедшем 2012 году, в общем на 3 756 794,18 рублей, в том числе: из средств фонда - 2 447 848,03 рублей, из средств областного бюджета - 1 308 946,15 рублей, в программе в редакции постановления № 33 сумма на которую был уменьшен объем финансирования расписана конкретно по объектам.
Постановление № 33 опубликовано в газете "Волжская коммуна" № 60 от 14.02.2013, в соответствии с пунктом 4 вступает в действие со дня официального опубликования.
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области № 33 на том основании, что в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ все бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря финансового года, все операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Действие постановления Правительства Самарской области № 138 ограничено сроком до 31.12.2012, таким образом, на момент вступления в силу оспариваемого постановления № 33, постановление № 138 утратило силу, что исключало возможность внесения в него изменений.
В судебном заседании представитель прокуратуры Золина Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Правительства Самарской области Бочкарев В.А. и Иванов А.С. заявленные прокурором требования не признали, пояснив, что на момент издания Правительством Самарской области оспариваемого постановления № 33 постановление № 138 от 22.03.2012 не было признано утратившим силу в установленном порядке, срок действия его не установлен, поскольку указанное постановление принято на неопределенный срок, оно является действующим. Без внесения изменений в областную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год, отражающих наличие неизрасходованного остатка средств Фонда, годовой отчет Самарской области Фондом не мог быть рассмотрен и принят. Поскольку в соответствии с Порядком использования денежных средств, не израсходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным правлением Фонда, субъект Российской Федерации должны уведомить Фонд о планируемом использовании неизрасходованных средств с приложением подтверждающих документов, в том числе копий нормативных актов о внесении изменений в региональную адресную программу. Использование неизрасходованных средств с нарушением данных условий, является нецелевым использованием средств Фонда и влечет последствия, предусмотренные Федеральным законом в том числе принятия решения о возврате в Фонд ранее предоставленной субъекту Российской Федерации финансовой поддержки.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии в силу части 2 статьи 253 ГПК РФ оснований для удовлетворения требований прокурора, при этом суд исходит из следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете). Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
В соответствии со статьями 8 и 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Наряду с изложенным, в статьях 12 и 242 (часть 1 и 3) Бюджетного кодекса Российской Федерации также установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 указанного Кодекса. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Законом Самарской области от 05.12.2011 № 127-ГД "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" были установлены расходные обязательства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2012 год. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2012 года и действует по 31 декабря 2012 года, за исключением положений статьей 12 и 29 настоящего Закона, которые действуют по 31 декабря 2014 года (статья 37).
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или этапы этих программ, на реализацию которых в период с 1 января до 30 июня 2011 года и с 1 января 2012 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее 1 января года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки, а региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или этапы этих программ, на реализацию которых в период с 1 июля до 31 декабря 2011 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее 1 января 2013 года.
Таким образом, постановление Правительства Самарской области от 22.03.2012 № 138 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год действовало до 31.12.2012 и на момент принятия постановления Правительством Самарской области № 33 от 12.02.2013 срок его действия истек.
Как указывалось выше, оспариваемым постановлением № 33 внесены изменения в постановление № 138 путем уменьшения объема финансирования программы в прошедшем 2012 году, в общем на 3 756 794,18 рублей, в том числе: из средств фонда - 2 447 848,03 рублей, из средств областного бюджета - 1 308 946,15 рублей. Т.е., изменения по объему финансирования были внесены по окончании финансового 2012 года, что противоречит положениям пункта 1 статьи 5, статьям 8, 12, 65, пунктам 1 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, из которых следует, что бюджетные обязательства субъекта, порядок их исполнения, не могут быть изменены по завершении финансового года на который был принят соответствующий бюджет.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства, а также в силу Федерального закона № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительство Самарской области имело возможность своевременно, т.е. в пределах финансового года, внести изменения в постановление № 138.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в силу ст. 253 ГПК РФ имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, постановление № 33 от 12.02.2013 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области № 318 от 22.03.2012 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год" подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Самарской области № 33 от 12.02.2013 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области № 318 от 22.03.2012 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------