Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Самарского областного суда от 03.10.2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.8, 3.2, 3.3 Рекомендаций по взаимодействию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Самарской области, по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 01.11.2010 N 2102 "О совершенствовании деятельности учреждений здравоохранения Самарской области по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества">



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2013 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Фоминой И.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта (в части),

установил:

Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области 01.11.2010 принят приказ № 2102 "О совершенствовании деятельности учреждений здравоохранения Самарской области по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества".
Пунктом 1 названного приказа главным врачам государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области поручено "при поступлении несовершеннолетних с признаками отравления (опьянения) алкоголем или другими психоактивными веществами обеспечить:
информирование о них в течение 24 часов органы внутренних дел (далее - ОВД), определив лиц, персонально ответственных за передачу данной информации. Записи о передаче данных в ОВД по месту жительства несовершеннолетних производить в графе "Примечание" журнала учета приема больных и отказов в госпитализации (учетная форма № 001/-у) с указанием даты, времени, фамилии, имени, отчества и должности сотрудника ОВД, принявшего сообщение;
информирование подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, оскорбления, физического или психического насилия в отношении несовершеннолетних, несоблюдения их прав на воспитание, обучение и содержание лицами, страдающими алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
передачу сведений о несовершеннолетних с токсическим или алкогольным отравлением в наркологический диспансер для осуществления учета в установленном порядке;
взаимодействие с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Самарской области по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества, согласно Рекомендациям межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области от 10.09.2009 (приложение к настоящему Приказу);
представление ежемесячно до 10-го числа сведений о несовершеннолетних с признаками отравления (опьянения) алкоголем или другими психоактивными веществами в управление организации медицинской помощи женщинам и детям министерства".
Приложением к данному приказу являются Рекомендации по взаимодействию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Самарской области, по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества.
В соответствии с п. 1.8 данных рекомендаций "лечебно-профилактические учреждения при доставлении несовершеннолетних с токсическим или алкогольным отравлением:
- передают информацию о них в органы внутренних дел по месту жительства несовершеннолетних в течение 24 часов с момента их поступления,
- передают сведения о них в наркологические учреждения".
В соответствии с п. 3.2 "субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляют в подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, учреждения службы семьи информацию о несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией".
И в соответствии с п. 3.3 "подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, учреждения службы семьи организуют проведение социальных патронажей (не реже одного раза в месяц) несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, а также проводят необходимые мероприятия по мотивации данных граждан на добровольное лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании, ведение здорового образа жизни".
Названный приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в соответствии с требованиями ст. 7 Закона Самарской области от 10.05.1995 № 3-ГД был опубликован в "Медицинском информационном вестнике" № 44(693) за ноябрь 2010 года и на официальном сайте Министерства.
А. обратился в Самарский областной суд с заявлением об оспаривании вышеприведенных положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 01.11.2010 № 2102 "О совершенствовании деятельности учреждений здравоохранения Самарской области по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества".
По мнению заявителя, перечисленные положения приказа нарушают его права и законные интересы в сфере неприкосновенности частной жизни и защиты сведений, составляющих врачебную тайну, поскольку не соответствует требованиям Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В частности статьям 9 и 13, в соответствии с которыми разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 13 названного Федерального закона. Предусмотренные приказом случаи, при которых главные врачи государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения обязаны разглашать врачебную тайну, не входят в перечень, установленный частями 3 и 4 ст. 13 ФЗ-323. Кроме того, запрет на разглашение персональных данных содержится и в ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных". Он, заявитель, состоит на учете как наркозависимый и регулярно обращается за помощью в наркологический диспансер, в настоящее время у него наблюдается ремиссия. У него есть несовершеннолетний ребенок, обучающийся в общеобразовательном учреждении и к нему стали применяться меры профилактического воздействия, считает, что это осуществляется в рамках исполнения оспариваемого им приказа, в связи с чем, усматривает и нарушение прав его ребенка. Считает, что применение таких мер неправомерно, так как ребенок воспитывается в семье, в которой обязанности родителей по воспитанию ребенка исполняются на высоком уровне. В силу Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", профилактическая работа может производиться в отношении тех родителей, которые не выполняют свои обязанности и отрицательно влияют на своих детей.
В судебном заседании заявитель и его представители требования поддержали в полном объеме, просили признать недействующими перечисленные выше положения приказа и приложения к нему.
Представители Министерства здравоохранения Самарской области заявленные А. требования не признали.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований, пришел к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, при этом суд исходит из следующего.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что на основании постановления Правительства Самарской области от 10.04.2012 № 175 "О формировании Министерства здравоохранения Самарской области и Министерства социально-демографического развития Самарской области" Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области реорганизовано в форме выделения из него Министерства социально-демографического развития Самарской области.
Согласно п. 3 названного постановления Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области переименовано в Министерство здравоохранения Самарской области, к ведению которого отнесены учреждения здравоохранения.
Таким образом, правопреемником реорганизованного Министерства в части организации и совершенствования деятельности медицинских учреждений является Министерство здравоохранения Самарской области.
Согласно Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 290, Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.
В ведении Министерства находятся, в том числе: государственное управление системой здравоохранения в Самарской области; нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения в Самарской области; организация профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Самарской области.
Оспариваемый заявителем приказ от 01.11.2010 № 2102 был принят Министерством в целях внедрения в работу лечебно-профилактических учреждений Самарской области Рекомендаций по взаимодействию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Самарской области, по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества, принятых и утвержденных решением межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области от 10.09.2009 в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области (утв. Постановлением Правительства Самарской области от 23.06.2004 № 32).
Данный приказ направлен на координацию действий руководителей учреждений здравоохранения Самарской области в области правоотношений, которые в свою очередь регулируются Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Статья 4 названного Федерального закона определила, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
При этом Федеральный закон № 120-ФЗ установил основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и органов управления здравоохранения субъекта.
Так, в ст. 18 говорится, что органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют, в том числе: оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних; выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении (ч. 1).
В соответствии с ч. 3 названной нормы должностные лица органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, осуществляющие функции, указанные в части 1 настоящей статьи, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
Также Федеральный закон № 120-ФЗ определил направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, указав, что комиссии создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Комиссии обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования (ст. 11).
На территории Самарской области в целях обеспечения взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти по осуществлению единой государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и координации деятельности названных органов, постановлением Правительства Самарской области от 23.06.2004 № 32 образована межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области и утверждено Положение о комиссии. Согласно Положения межведомственная комиссия является коллегиальным координирующим органом, она вправе давать рекомендации заинтересованным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти, организациям, по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
В соответствии со ст. 20, ст. 21 Федерального закона № 120-ФЗ органы внутренних дел и подразделения по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также их родителей; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию; рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних.
Компетенция органов управления здравоохранения субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья также определена ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
При этом, в указанном Федеральном законе установлены приоритеты: охраны здоровья детей (ст. 7) и профилактики в сфере охраны здоровья. В обеспечение названных приоритетных областей, законодатель определил в ст. 12, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
В статье 9 Федерального закона № 120-ФЗ законодатель установил, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних; органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;... Перечисленная информация, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации конфиденциальность информации означает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Нарушение данных требований влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализируя требования действующего законодательства, суд пришел к выводу, что оспариваемый приказ был принят Министерством здравоохранения Самарской области в пределах полномочий, определенных законом. При этом суд не усматривает противоречие оспариваемых положений данного приказа положениям федерального законодательства.
Доводы заявителя о нарушении его прав в отношении разглашения врачебной тайны, суд считает, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм права.
Поскольку, в силу перечисленного выше законодательства, информирование органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений, по вопросам, относящимся к сфере их деятельности, не может являться разглашением сведений, составляющих врачебную тайну.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (п. 5). Именно о таких случаях информирования говорится в оспариваемых нормах приказа и приложения к нему, т.к. сам факт пребывания несовершеннолетнего в состоянии какого-либо опьянения может указывать на совершение в отношении него, либо им самим противоправных или антиобщественных (ст. 1 Федерального закона № 120-ФЗ) действий.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается также при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных (п. 8).
Не усматривает суд и противоречие оспариваемых положений приказа нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку в силу положений данного закона, в частности ч. 2 ст. 10, допускается обработка данных, о которых идет речь в оспариваемом приказе.
На основании изложенного, оснований для признания оспариваемых положений приказа недействующей в силу ст. 253 ГПК РФ не имеется, т.к. не установлено наличие противоречий федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, равно как и не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя и его несовершеннолетнего ребенка.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части приказа Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 01.11.2010 № 2102 "О совершенствовании деятельности учреждений здравоохранения Самарской области по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества" - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение вступило в законную силу 05.02.2014.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------