Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Правительства Самарской области от 23.09.2013 N 500 "О некоторых мерах по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Самарской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. № 500

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА
ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112"
НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях обеспечения создания, дальнейшего развития и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Самарской области Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Самарской области.
2. Определить департамент информационных технологий и связи Самарской области органом исполнительной власти Самарской области, ответственным за проведение мероприятий по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Самарской области (далее - Система-112).
3. Министерству имущественных отношений Самарской области (Степновой), министерству здравоохранения Самарской области (Гридасову), министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (Крайневу), департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области (Иванову), департаменту по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области (Юртайкину) и подведомственным им учреждениям оказать содействие в рамках своих полномочий департаменту информационных технологий и связи Самарской области при проведении мероприятий по созданию Системы-112.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области оказать содействие в рамках своих полномочий департаменту информационных технологий и связи Самарской области в проведении мероприятий по созданию Системы-112.
5. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Самарской области (Бойко), Главному управлению МВД России по Самарской области (Стерликову) оказать содействие в рамках своих полномочий департаменту информационных технологий и связи Самарской области при проведении мероприятий по созданию Системы-112.
6. Настоящее Постановление не является основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета.
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на департамент информационных технологий и связи Самарской области (Казарина).
8. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ





Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 23 сентября 2013 г. № 500

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ
СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112" НА ТЕРРИТОРИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Введение

Настоящая Концепция разработана с целью создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Самарской области (далее - Система-112).

II. Анализ сложившейся обстановки и необходимость
создания Системы-112

В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности Самарской области является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности и стабильного социально-экономического развития Самарской области. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
В настоящее время в Самарской области функционируют такие службы экстренного реагирования, как служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, поисково-спасательная служба Самарской области и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов и сообщений (далее - вызовы) от населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств.
Накоплен значительный опыт организации взаимодействия экстренных оперативных служб при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации, и в основном решены вопросы обеспечения связи дежурно-диспетчерских служб с соответствующими экстренными оперативными службами.
Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Произошло расширение грузопотоков и пассажиропотоков, рост плотности населения в городах, увеличение количества мест массового пребывания людей и усиление террористической угрозы, что выдвинуло перед государством и его экстренными оперативными службами новые требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.
Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях требуется привлечение более чем одной экстренной оперативной службы.
Актуальность проблемы обуславливается значительным числом погибших и пострадавших, а также крупным размером прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Следует заметить, что наиболее тяжкие последствия отмечаются при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, требующих комплексного реагирования.
Важнейшим показателем эффективности действий экстренных оперативных служб является время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на тяжесть последствия происшествия или чрезвычайной ситуации (сокращение числа умерших и пострадавших, а также уменьшение общего материального ущерба).
Недостаточный уровень организации взаимодействия с момента поступления вызова до оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Курской области, в результате ее развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшилось. В результате чего число погибших, пострадавших уменьшилось и общий размер ущерба населению и территориям сократился.
Минимальный эффект достигается при простых ситуациях с привлечением только одной оперативной службы, максимальный - при сложных происшествиях, когда необходимо участие нескольких экстренных оперативных служб (комплексное реагирование).
Для сокращения среднего времени оперативного реагирования экстренных оперативных служб и эффективной организации работы по оказанию помощи пострадавшим требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих организацию комплексного реагирования экстренных оперативных служб, создание и организацию функционирования информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, подсистем приема и обработки вызовов от населения, хранения и актуализации баз данных, поддержки принятия решений, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов, геоинформационной подсистемы.
Анализ опыта реагирования экстренных оперативных служб на чрезвычайные ситуации, анализ итогов реализации федеральных целевых программ в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, анализ наиболее успешных инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также опыта иностранных государств и международных организаций позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимально эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы, является создание Системы-112.
Создание Системы-112 позволит снизить уровень смертности, уменьшить число пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечить рост уровня безопасности и благополучия граждан.

III. Зарубежный опыт функционирования экстренных
оперативных служб на базе единого номера

В США и Канаде действуют службы вызова экстренных оперативных служб, вызов которых осуществляется по универсальному телефонному номеру "911". Эти службы обеспечивают возможность обращения жителей и организаций в местную систему общественной безопасности.
Первая служба "911" была открыта в феврале 1968 года в городе Халлевиле (США).
Службы "911" обслуживают городское и сельское население. В сутки они принимают около 300 тыс. вызовов, что составляет более 100 млн. вызовов в год. Для создания и обеспечения работы служб "911" и дальнейшего их совершенствования законодательством ряда штатов введен налог (примерно 0,25 - 0,5 доллара в месяц), взимаемый с абонентов телефонных сетей.
Решением Европейского союза 91/396/ЕЕС от 29 июля 1991 года определены основные требования к единому номеру помощи в чрезвычайных ситуациях "112". Эти требования дополнены Директивой 98/10/ЕС от 26 февраля 1998 года.
В соответствии с указанным решением номер "112" является обязательным для вызова экстренных служб при возникновении чрезвычайной ситуации, несущей угрозу для жизни и здоровья людей на территории стран Европейского союза.
Страны Европейского союза подписали в 1998 году телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал номер "112". Таким образом, находясь в любой из европейских стран, можно в случае необходимости набрать номер "112" и получить требуемую помощь.

IV. Основные цели и задачи создания Системы-112

Основными целями создания Системы-112 на территории Самарской области являются:
а) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна";
б) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях);
в) интеграция региональной Системы-112 в общероссийскую комплексную систему;
г) реализация способа вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Европейского союза.
Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:
а) прием вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру "112";
б) получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования на вызов (сообщение о происшествии);
в) анализ поступающей информации о происшествиях;
г) направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
д) обеспечение дистанционной первой помощи и психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру "112";
е) автоматическое восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;
ж) регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";
з) ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);
и) возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на пяти иностранных языках.

V. Структура Системы-112

Планируется, что Система-112 будет состоять из следующих основных подсистем:
а) телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной телефонной связи в Систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от Системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб;
б) информационно-коммуникационная подсистема, обеспечивающая хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитическую поддержку принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях) и планированию мер реагирования. В состав указанной подсистемы входит центр обработки вызовов, в котором производится прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в Систему-112;
в) подсистема консультативного обслуживания, предназначенная для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
г) геоинформационная подсистема, отображающая на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
д) подсистема мониторинга, предназначенная для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;
е) подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты информации и средств ее обработки в Системе-112.
Система-112 будет функционировать в круглосуточном режиме и будет находиться в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях).
Прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) в Системе-112 будет осуществляться операторским персоналом путем введения в базу данных основных характеристик происшествия, осуществления анализа и передачи характеристик происшествия, а также при необходимости передачи вызовов (сообщений о происшествиях) в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб.
Система-112 должна будет обеспечить контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировку действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах.
Обмен информацией в рамках функционирования Системы-112 будет осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Функционирование и развитие сетей связи, используемых в Системе-112, будет осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

VI. Участники создания Системы-112

Основными участниками создания Системы-112 на территории Самарской области являются Главное управление МЧС России по Самарской области, Главное управление МВД России по Самарской области, Правительство Самарской области, департамент информационных технологий и связи Самарской области, операторы связи, осуществляющие свою деятельность на территории Самарской области.
Правительство Самарской области принимает нормативные правовые акты, направленные на обеспечение создания и функционирования Системы-112.
Планируется, что участники создания Системы-112:
а) организуют и координируют проведение мероприятий по созданию Системы-112;
б) осуществляют координацию действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы единого номера вызова экстренных оперативных служб "112" на территории Самарской области;
в) разрабатывают методическую документацию по созданию и использованию Системы-112;
г) организуют проведение работ по созданию Системы-112;
д) организуют взаимодействие всех дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с операторским персоналом Системы-112;
е) организуют взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским персоналом дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с Системой-112;
ж) организуют и обеспечивают опытную эксплуатацию, государственные испытания и эксплуатацию Системы-112;
з) организуют подготовку и переподготовку персонала, обеспечивающего функционирование Системы-112;
и) планируют и осуществляют развитие Системы-112.

VII. Ожидаемые результаты внедрения

Создание Системы-112 на территории Самарской области позволит:
а) обеспечить прием вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру "112";
б) разгрузить операторов межведомственных служб за счет "перехвата" ложных и справочных вызовов операторами Системы-112;
в) обеспечить дистанционную психологическую поддержку лицу, обратившемуся по номеру "112";
г) снизить потери среди населения за счет ускорения реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах;
д) снизить время комплексного реагирования экстренных служб за счет вызова по принципу "одного окна".


------------------------------------------------------------------