Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Самарского областного суда от 05.09.2013 <О признании недействующими абзацев 2 и 3 части 2 статьи 6 Закона Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области">



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2013 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Курьянова С.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

Самарской Губернской Думой 25.09.2007 принят Закон Самарской области от 09.10.2007 № 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области", который был опубликован в газете "Волжская коммуна" от 12.10.2007 № 190 (25988).
Статья 6 названного Закона Самарской области устанавливает требования, в том числе типовые квалификационные, для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области:
Для категорий "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего профессионального (абзац 2 части 2 статьи 6).
Для категории "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего (полного) общего (абзац 3 части 2 статьи 6).
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением об оспаривании перечисленных положений статьи 6 регионального закона, где говорит о их противоречии Федеральным законам от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которыми предусмотрено обеспечение взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.
В соответствии с федеральным законодательством в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
В своем заявлении прокурор просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 2 и 3 части 2 статьи 6 Закона Самарской области от 09.10.2007 № 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области".
В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области свои требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме по изложенным выше мотивам.
В судебном заседании представитель Управления Минюста РФ по Самарской области заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Самарской Губернской Думы считает требования прокурора не основанными на законе. Поскольку, по мнению представителя Думы, федеральное законодательство не устанавливает норм, которые обязывали бы приравнять и делать фактически идентичными квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы и квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы. Единство основных квалификационных требований к соответствующим категориям должностей заключается в том, что в качестве "квалификационного фильтра" для соответствующих категорий должностей выступает наличие требований к образованию, стажу работы по специальности, профессиональным навыкам, а не сами требования к конкретному уровню образования, сроку стажа и имеющимся навыкам.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Аналогичные положения содержатся и в статье 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 25-ФЗ должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
В силу части 2 названной нормы, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Статья 4 оспариваемого прокурором регионального закона устанавливает, что должности муниципальной службы в Самарской области подразделяются на категории и группы. Так, должности подразделяются на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты (часть 2); и на следующие группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности, ведущие должности, старшие должности, младшие должности (часть 3).
Во исполнение требований части 2 статьи 8 Федерального Закона № 25-ФЗ Закон Самарской области № 96-ГД в статье 5 установил соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы Самарской области. Должности муниципальной службы в Самарской области соотносятся с должностями государственной гражданской службы Самарской области в следующем порядке:
высшие должности муниципальной службы - высшие должности государственной гражданской службы Самарской области;
главные должности муниципальной службы - главные должности государственной гражданской службы Самарской области;
ведущие должности муниципальной службы - ведущие должности государственной гражданской службы Самарской области;
старшие должности муниципальной службы - старшие должности государственной гражданской службы Самарской области;
младшие должности муниципальной службы - младшие должности государственной гражданской службы Самарской области.
Статьей 12 Федерального закона № 79-ФЗ определено, что квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
В Законе Самарской области от 06.04.2005 № 103-ФЗ "О государственной гражданской службе Самарской области" установлено для категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования. Для старшей и младшей групп должностей категории "обеспечивающие специалисты" необходимо образование не ниже среднего профессионального, соответствующее направлению деятельности.
Учитывая требования приведенного выше законодательства, суд пришел к выводу о наличии противоречия оспариваемых прокурором абзацев 2 и 3 части 2 статьи 6 Закона Самарской области № 96-ГД от 09.10.2007 "О муниципальной службе в Самарской области" нормам действующего федерального законодательства.
Устанавливая квалификационные требования для категорий "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей в виде образования не ниже среднего профессионального (абзац 2 части 2 статьи 6), а для категории "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей не ниже среднего (полного) общего (абзац 3 части 2 статьи 6), региональный законодатель не учел, что в силу Федеральных законов № 25-ФЗ и 79-ФЗ к данным категориям и группам муниципальных служащих установлены квалификационные требования, в силу которых к муниципальным служащим, перечисленным в абзаце 2 части 2 статьи 6 предъявляется требование о наличии высшего образования, к муниципальным служащим, указанным в абзаце 3 - требование о наличии среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Установленные судом обстоятельства указывают на то, что Законом Самарской области в оспариваемой части нарушены принципы правового регулирования муниципальной службы, установленные статьей 5 Федерального закона № 25-ФЗ и статьей 7 Федерального закона № 79-ФЗ. При этом необходимо отметить, что установив в статье 5 Закона Самарской области № 96-ФЗ соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы Самарской области, законодатель Самарской области определил таким образом статус муниципальных служащих, что приравнял должность муниципальной службы к соответствующей должности государственной гражданской службы, но при этом установил им в оспариваемой части разные квалификационные требования, тогда как данный вопрос урегулирован федеральным законодательством иначе, на что указано выше.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 253 ГПК РФ имеются основания для признания в этой части нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 2 и 3 части 2 статьи 6 Закона Самарской области от 09.10.2007 № 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------