Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Самарского областного суда от 22.08.2013 <О признании недействующими отдельных положений разделов 4 и 5 территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834 >



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2013 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Ремиз Н.Ю.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

Прокурором Самарской области предъявлено заявление о признании недействующими отдельных положений территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 № 834 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 18.06.2013 № 264).
В ходе прокурорской проверки было установлено противоречие указанного нормативного акта нормам действующего федерального законодательства в части утверждения нормативов объема медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансового обеспечения. В нарушение действующего федерального законодательства территориальной программой, в редакции постановления от 18.06.2013 № 264, установлены нормативы объема медицинской помощи, отличающиеся в сторону уменьшения от нормативов, содержащихся в федеральной программе. Тогда как в силу норм федерального законодательства, снижение субъектом РФ гарантированного объема бесплатной медицинской помощи недопустимо.
Следовательно, объемы и нормативы территориальной программы в разделах 4 и 5, заниженные по сравнению с федеральной программой, нарушают права граждан, проживающих на территории Самарской области, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в федеральной программе.
В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным выше.
Представители Правительства Самарской области, министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, заявленные требования не признали со ссылкой на то, что правовых оснований для признания противоречащими законодательству и недействующими положений разделов 4 и 5 территориальной программы госгарантий не имеется.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. "ж" ч. 1).
Согласно статье 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, в силу части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 5 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе: утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются: базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты; требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи.
В силу статьи 81 названного Федерального закона в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 утверждена программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Разделом 5 федеральной программы установлены средние нормативы объема медицинской помощи, которые составляют:
для медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год - 2,558 койко-дня на 1 жителя.
Разделом 6 средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год установлены:
на 1 пациенто-дня лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 508,3 рубля на 2013 год (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения));
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - на 2013 год - 1537,1 рубля.
В соответствии с федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в целях реализации на территории Самарской области государственной политики в области оказания гражданам бесплатной медицинской помощи Правительством Самарской области постановлением от 29.12.2012 № 834 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
В феврале 2013 года прокурор обращался в Самарский областной суд с заявлением об оспаривании отдельных положений названной территориальной программы, в том числе, и в части занижения объемов медицинской помощи предоставляемой в стационарных условиях: в 2013 году, и в части занижения нормативов, установленных на 1 пациенто-день лечения в условиях дневного стационара (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) в 2013 году рубля за счет средств областного бюджета (что оспаривается в настоящем заявлении).
Решением суда от 19.03.2013 требования прокурора были удовлетворены. После рассмотрения апелляционной жалобы Правительства Самарской области, решение вступило в законную силу 17.07.2013.
18.06.2013 Правительством Самарской области принято постановление № 264 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области № 834 от 29.12.2012 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
В постановлении от 18.06.2013 указано, что оно принято в целях приведения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 № 834, в соответствие с законами Самарской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Названным постановлением от 18.06.2013 внесены изменения в территориальную программу, в том числе и по оспариваемым позициям, которые были ранее признаны судебным решением незаконными. При этом Правительством Самарской области были установлены показатели ниже признанных в марте текущего года судом незаконными: объемов медицинской помощи предоставляемой в стационарных условиях: в 2013 году, и нормативов, установленных на 1 пациенто-день лечения в условиях дневного стационара (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) в 2013 году рубля за счет средств областного бюджета. Норматив на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов на 2013 год был установлен ниже ранее указанного в территориальной программе, который до редакции постановления от 18.06.2013 соответствовал федеральной программе.
Территориальной программой в редакции постановления от 18.06.2013, которая в части оспаривается прокурором, по 4 разделу установлены нормативы объема медицинской помощи за счет средств ОМС и областного бюджета, заниженные по сравнению с нормативами, установленными в федеральной программе:
для медицинской помощи, предоставляемой в стационарных условиях: в 2013 году - 2,253 койко-дня на одного жителя.
В разделе 5 территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
При этом часть нормативов, установленных в данном разделе территориальной программы занижена по сравнению с нормативами, установленными и гарантированными федеральной программой:
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневного стационара (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) в 2013 году - 337,21 рубля за счет средств областного бюджета;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях в 2013 году - 1370,1 рубля за счет средств областного бюджета.
С учетом действующего законодательства, на которое указывалось выше, суд приходит к выводу, что Правительство Самарской области, принимая оспариваемое постановление "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в редакции постановления Правительства Самарской области от 18.06.2013 № 264, действовало в пределах своей компетенции по утверждению территориальной программы.
Однако, при сравнении нормативов, установленных федеральной программой и территориальной программой, усматривается, что в территориальной программе нормативы, принятые в редакции постановления от 18.06.2013 № 264, занижены по сравнению с базовыми, установленными федеральной программой, о чем указано выше.
Установление нормативов объема медицинской помощи в меньшем размере, чем это предусмотрено федеральной программой, входит в противоречие с действующим законодательством, на которое указано выше и где органам исполнительной власти субъектов предоставлено право определять в территориальной программе лишь дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, но не уменьшать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, установленной на территории Российской Федерации базовой программой, которая определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.
Доводы заинтересованных лиц о том, что при утверждении оспариваемой программы субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учетом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, особенностей половозрастного состава населения, климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций не может свидетельствовать о законности занижения установленных территориальной программой нормативов, так как право такой корректировки предусмотрено только в отношении нормативов объема медицинской помощи и не означает правомерность установления нормативов финансовых затрат по оказанию бесплатной медицинской помощи в меньшем размере по сравнению с федеральной программой.
Федеральная программа устанавливает средние нормативы оказания медицинской помощи бесплатно, которые как государственная гарантия равного права на получение всеми гражданами в Российской Федерации такой помощи не могут быть уменьшены субъектом Российской Федерации, поскольку действующее федеральное законодательство не предоставляет органам государственной власти субъекта право занижать нормативы по сравнению с базовыми.
В федеральной программе на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 года четко прописано, что именно она определяет в том числе, нормативы, о которых идет речь по настоящему делу, предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на всей территории Российской Федерации бесплатно, что указывает на то, что базовые нормативы гарантированы населению Российской Федерации на всей ее территории.
Учитывая, что оспариваемые прокурором положения территориальной программы в разделах 4 и 5 в части установления нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в меньшем объеме, чем предусмотрено федеральной программой, противоречат федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, и поэтому в соответствии со ст. 253 ГПК РФ имеются основания для признания в этой части нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующих положений разделов 4 и 5 территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области № 834 от 29.12.2012 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 18.06.2013 № 264):
по 4 разделу в части установления нормативов объема медицинской помощи за счет средств ОМС и областного бюджета, заниженных по сравнению с нормативами, установленными в федеральной программе:
для медицинской помощи, предоставляемой в стационарных условиях: в 2013 году - 2,253 койко-дня на одного жителя;
по 5 разделу в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, заниженных по сравнению с нормативами, установленными федеральной программой:
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневного стационара (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) в 2013 году - 337,21 рубля за счет средств областного бюджета;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях в 2013 году - 1370,1 рубля за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------