Постановление Самарской Губернской Думы от 29.01.2013 N 432 "О положении о порядке проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Самарской области, принятых Самарской Губернской Думой, а также участия Самарской Губернской Думы в мониторинге правоприменения в Российской Федерации"
САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. № 432
О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ, ПРИНЯТЫХ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМОЙ,
А ТАКЖЕ УЧАСТИЯ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ
В МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Самарская Губернская Дума постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Самарской области, принятых Самарской Губернской Думой, а также участия Самарской Губернской Думы в мониторинге правоприменения в Российской Федерации (приложение).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы
В.Ф.САЗОНОВ
Приложение
к Постановлению
Самарской Губернской Думы
от 29 января 2013 г. № 432
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ,
ПРИНЯТЫХ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМОЙ, А ТАКЖЕ УЧАСТИЯ
САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ В МОНИТОРИНГЕ
ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в развитие Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 "Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации" и определяет порядок проведения Самарской Губернской Думой (далее - Дума) мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Самарской области, принятых Думой (далее - нормативные правовые акты), а также участия Думы в мониторинге правоприменения в Российской Федерации.
1.2. Мониторинг правоприменения (далее - мониторинг) предусматривает комплексную и плановую деятельность Думы в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов.
1.3. Мониторинг может проводиться в отношении отрасли (подотрасли) законодательства, группы нормативных правовых актов, отдельного нормативного правового акта или его отдельных положений.
1.4. Мониторинг состоит из следующих этапов:
1.4.1. Планирование мониторинга;
1.4.2. Проведение мониторинга;
1.4.3. Подведение итогов мониторинга.
2. Планирование мониторинга
2.1. Мониторинг проводится на основании плана работы Думы на соответствующее полугодие, утвержденного постановлением Думы.
2.2. При формировании предложений в план работы Думы постоянные комитеты (комиссия) Думы рассматривают предложения по мониторингу нормативных правовых актов, поступившие от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Самарской области, органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, депутатских групп и фракций, депутатов Думы, аппарата Думы, органов местного самоуправления и иных органов и организаций.
2.3. Предложения, поддержанные постоянными комитетами (комиссией) Думы, направляются в аппарат Думы для включения в план работы Думы.
При этом план по мониторингу нормативных правовых актов формируется с учетом ежегодного плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
3. Проведение мониторинга
3.1. Мониторинг проводится профильным комитетом (комиссией) Думы и правовым управлением аппарата Думы.
3.2. Правовое управление аппарата Думы осуществляет сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения нормативного правового акта.
3.3. При проведении мониторинга используются:
3.3.1. Практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
3.3.2. Информация о практике применения нормативных правовых актов, поступившая от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Самарской области, органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления;
3.3.3. Информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении нормативных правовых актов (протесты и представления, требования об изменении нормативного правового акта, заявления в суд);
3.3.4. Итоговые документы думских слушаний, "круглых столов", конференций, семинаров и иных мероприятий, проводимых Думой, а также мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Самарской области, иными органами и организациями;
3.3.5. Информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
3.3.6. Информация средств массовой информации;
3.3.7. Информация, поступившая от физических лиц и организаций;
3.3.8. Статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти Самарской области и иных органов;
3.3.9. Социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований;
3.3.10. Информация, поступившая из иных источников.
3.4. В целях сбора указанной информации при необходимости осуществляются следующие мероприятия:
3.4.1. Направление запросов в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Самарской области, органы государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления, иные органы и организации;
3.4.2. Проведение думских слушаний, "круглых столов", совещаний, семинаров по вопросам реализации нормативного правового акта;
3.4.3. Посещение правоприменителей с целью ознакомления на месте с результатами реализации законодательства;
3.4.4. Проведение социологических исследований посредством анкетирования (опроса) граждан или привлечения специализированных организаций для проведения исследований;
3.4.5. Сбор информации в иных формах.
3.5. В рамках сбора информации о практике применения нормативного правового акта профильный постоянный комитет (комиссия) Думы осуществляет рассылку необходимых запросов, проведение думских слушаний, "круглых столов", совещаний, семинаров, организует посещение правоприменителей и осуществление иных мероприятий.
3.6. При проведении мониторинга обобщается, анализируется и оценивается информация о практике применения нормативного правового акта по следующим показателям:
3.6.1. Соблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3.6.2. Наличие нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, иных государственных органов Самарской области и организаций, а также муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
3.6.3. Соблюдение пределов компетенции органа государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и организаций при издании нормативного правового акта;
3.6.4. Отражение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта;
3.6.5. Отсутствие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
3.6.6. Полнота в правовом регулировании общественных отношений;
3.6.7. Отсутствие коллизии норм права;
3.6.8. Отсутствие ошибок юридико-технического характера;
3.6.9. Использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
3.6.10. Искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;
3.6.11. Отсутствие неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействия) при применении нормативного правового акта;
3.6.12. Отсутствие норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3.6.13. Наличие единообразной практики применения нормативных правовых актов;
3.6.14. Количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;
3.6.15. Количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;
3.6.16. Количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;
3.6.17. Количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
3.7. В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при проведении мониторинга обобщается, анализируется и оценивается информация о практике применения нормативных правовых актов по следующим показателям:
3.7.1. Соблюдение пределов компетенции органа государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и организаций при издании нормативного правового акта;
3.7.2. Отсутствие неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействия) при применении нормативного правового акта;
3.7.3. Отсутствие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
3.7.4. Наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах;
3.7.5. Количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы;
3.7.6. Сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;
3.7.7. Количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
3.7.8. Количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
3.8. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы при проведении мониторинга обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
3.8.1. Наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
3.8.2. Наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
3.8.3. Отсутствие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;
3.8.4. Отсутствие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
3.8.5. Отсутствие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах;
3.8.6. Количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.
4. Подведение итогов мониторинга
4.1. После проведения мониторинга нормативного правового акта правовым управлением аппарата Думы готовится доклад о практике применения нормативного правового акта.
4.2. Доклад о практике применения нормативного правового акта включает в себя:
4.2.1. Характеристику сферы общественных отношений, которые регулируются анализируемым законодательством, в том числе указание на:
- объект регулирования;
- правоприменителей и их полномочия по применению норм права;
- круг иных субъектов общественных отношений;
- нормативные правовые акты, принятые в развитие анализируемого нормативного правового акта (если такие имеются);
- нормы законодательства, устанавливающие юридическую ответственность за неисполнение, нарушение анализируемого законодательства (если такие имеются);
- особенности регулирования рассматриваемых правоотношений в других субъектах Российской Федерации;
4.2.2. Информацию о выявленных проблемах, связанных с применением нормативного правового акта:
- о несоответствии нормативного правового акта нормам Конституции Российской Федерации, международного права, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законов и иных нормативных правовых актов Самарской области, регулирующих рассматриваемые общественные отношения;
- об отсутствии подзаконных нормативных правовых актов и иных правовых актов, направленных на реализацию нормативного правового акта, в отношении которого проведен мониторинг;
- о наличии норм, имеющих неоднозначное понимание со стороны правоприменителей;
- о проблемах, связанных с применением нормативного правового акта, выявленных по показателям, определенным настоящим Положением;
- об иных проблемах;
4.2.3. Оценку эффективности действия нормативного правового акта;
4.2.4. Предложения по внесению изменений в федеральное законодательство (в случае их наличия);
4.2.5. Предложения по внесению изменений в законодательство Самарской области (в случае их наличия);
4.2.6. Предложения по устранению коррупциогенных факторов (в случае их выявления);
4.2.7. Рекомендации органам государственной власти Самарской области, государственным органам Самарской области, органам местного самоуправления по разработке нормативных правовых актов, предусмотренных анализируемым нормативным правовым актом, либо внесению в них изменений;
4.2.8. Иные предложения, основанные на результатах мониторинга, направленные на совершенствование действия нормативного правового акта и принятых на основании него нормативных правовых актов.
4.3. Доклад о практике применения нормативного правового акта рассматривается на заседании профильного постоянного комитета (комиссии) Думы.
4.4. По результатам рассмотрения доклада о практике применения нормативного правового акта профильным постоянным комитетом (комиссией) Думы принимается одно их следующих решений:
4.4.1. Об изучении возможности разработки:
- проекта нормативного правового акта;
- проекта федерального закона;
4.4.2. О разработке обращения:
- в федеральные органы государственной власти по вопросам, возникшим после проведения мониторинга;
- в органы государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления с предложениями и (или) рекомендациями о разработке и принятии нормативных правовых актов (правовых актов), предусмотренных действующим законодательством, в том числе областных целевых программ (либо о внесении изменений в действующие программы);
4.4.3. Об иных предложениях и (или) рекомендациях, направленных на совершенствование законодательства Самарской области, в том числе анализируемого нормативного правового акта.
4.5. По результатам мониторинга, проведенного Думой в предыдущем году как по собственной инициативе, так и в рамках мониторинга правоприменения в Российской Федерации, готовится сводная информация Думы, которая размещается на официальном сайте Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Подготовленная сводная информация включается в ежегодный доклад Думы о состоянии законодательства Самарской области.
5. Участие Думы
в планировании мониторинга правоприменения
в Российской Федерации
5.1. В целях формирования плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации аппарат Думы ежегодно не позднее 1 мая собирает предложения постоянных комитетов (комиссии) Думы к проекту указанного плана, которые должны содержать следующие сведения:
5.1.1. Отрасль (подотрасль) законодательства либо группу нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется провести;
5.1.2. Наименования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления, участвующих в мониторинге;
5.1.3. Сроки проведения мониторинга.
5.2. При подготовке предложений к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации постоянные комитеты (комиссия) Думы учитывают практику применения нормативных правовых актов, а также предложения органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и средств массовой информации о совершенствовании действующего законодательства, поступившие в соответствующие постоянные комитеты (комиссию) Думы.
5.3. Аппарат Думы обобщает поступившие от постоянных комитетов (комиссии) Думы предложения к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
5.4. Предложения Думы к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации, а также доклад о результатах мониторинга, проведенного Думой в предыдущем году в рамках мониторинга правоприменения в Российской Федерации, ежегодно не позднее 1 июня направляются Думой в Министерство юстиции Российской Федерации.
5.5. Информация (сведения), полученная (полученные) в результате мониторинга, проведенного Думой по собственной инициативе, может направляться Думой в Министерство юстиции Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------