Постановление Губернатора Самарской области от 05.03.2013 N 52 "Об утверждении Основ государственной земельной политики Самарской области на 2013 - 2015 годы"
ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. № 52
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ
В соответствии с Уставом Самарской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной земельной политики Самарской области на 2013 - 2015 годы.
2. Министерству имущественных отношений Самарской области (Степновой) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области:
в срок до 15.03.2013 разработать план мероприятий, направленных на реализацию Основ государственной земельной политики Самарской области на 2013 - 2015 годы;
в срок до 01.06.2013 разработать проекты изменений в нормативные правовые акты в целях реализации Основ государственной земельной политики Самарской области на 2013 - 2015 годы.
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
Н.И.МЕРКУШКИН
Утверждены
Постановлением
Губернатора Самарской области
от 5 марта 2013 г. № 52
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ
I. Общие положения
Государственная земельная политика Самарской области направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений на территории Самарской области. Настоящий документ определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики в сфере управления земельными отношениями на территории Самарской области.
II. Цели и задачи государственной земельной политики
Самарской области
Целями государственной земельной политики Самарской области являются повышение эффективности управления земельными ресурсами, рациональное использование земель, охрана земель для максимального удовлетворения текущих и будущих потребностей общества и граждан.
Основными задачами государственной земельной политики Самарской области являются:
создание условий для максимально рационального и эффективного использования земель в интересах общества и граждан с учетом общественных и отраслевых потребностей, требований устойчивого развития и повышения инвестиционной привлекательности Самарской области, а также соблюдения прав участников земельных отношений;
создание единого геоинформационного пространства Самарской области;
обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;
сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда;
обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости.
III. Основные направления государственной земельной политики
Самарской области
1. Общедоступность сведений о составе,
видах и иных характеристиках земель
на территории Самарской области
Реализация указанного направления государственной земельной политики Самарской области предполагает создание общедоступного информационного ресурса, содержащего полные сведения о фактическом использовании земельных участков, планируемых вариантах использования земель, ограничениях и обременениях в использовании земель, а также создание механизма обратной связи между уполномоченными органами и жителями Самарской области по вопросам использования земель, в том числе в области земельного контроля.
Формирование общедоступного ресурса позволит обеспечить прозрачность земельных отношений, обеспечит повышение инвестиционной привлекательности Самарской области.
2. Разграничение государственной собственности на землю.
Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот
В настоящее время значительные площади земель относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие земельные участки приводит к неисполнению функций по управлению указанными земельными участками, созданию условий для роста коррупционных проявлений, нарушению прав заинтересованных в использовании таких земельных участков лиц, неуплате налогов и арендных платежей, что негативным образом отражается на возможности реализации государством возложенных на него задач в области социальной политики.
Необходима реализация следующих мер:
создание режима наибольшего благоприятствования для лиц, готовых оформить земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, в собственность или аренду;
нормативное установление ответственности для лиц, уклоняющихся от оформления прав на земельные участки, на которых расположены принадлежащие таким лицам объекты недвижимости;
осуществление мероприятий по формированию земельных участков под многоквартирными домами. При этом в первую очередь должны быть сформированы земельные участки под многоквартирными домами, в состав которых входят нежилые помещения, предназначенные для осуществления коммерческой деятельности;
проведение работы по регистрации прав Самарской области, а также муниципальных образований Самарской области на неразграниченные земли.
3. Формирование фонда земель Самарской области
В рамках решения задачи разграничения государственной собственности на землю и формирования земельного фонда Самарской области, в структуру которого входят все земли в пределах территориальных границ Самарской области, необходимо учитывать также ряд стратегических задач, стоящих перед Самарской областью в сфере жилищного и промышленного строительства, дорожного строительства, создания спортивной и социальной инфраструктуры региона, а также в рамках подготовки к проведению матчей чемпионата мира по футболу 2018 года на территории Самарской области.
Реализация данных проектов требует значительных материальных ресурсов, в том числе и земельных. Для предотвращения злоупотреблений со стороны правообладателей земельных участков, максимального упрощения процедуры принятия решений о строительстве необходимых для Самарской области объектов, а также с целью создания пула земельных активов, необходимых для повышения инвестиционной привлекательности региона (земельного банка Самарской области), необходима реализация следующих мер:
консолидация значительного количества земельных ресурсов в собственности субъекта Российской Федерации и в собственности муниципальных образований. Реализация данных мер возможна как с использованием механизма разграничения прав государственной собственности и оформления прав на субъект Российской Федерации - Самарскую область, так и с использованием механизма реализации преимущественного права на выкуп земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их продаже собственниками указанных земельных участков;
проведение работы по стимулированию осуществления хозяйственной деятельности предприятий на неиспользуемых землях либо вовлечению в хозяйственный оборот указанных земельных участков путем безвозмездной передачи неиспользуемых земельных участков в собственность Самарской области.
4. Активизация процесса передачи
в собственность либо в распоряжение
Самарской области неиспользуемых федеральных земель
В настоящее время на территории Самарской области имеется значительное количество земельных участков, находящихся в федеральной собственности, однако не используемых в интересах Российской Федерации. Кроме того, значительная часть данных земельных участков необходима для реализации региональных либо муниципальных задач.
В целях вовлечения указанных участков в хозяйственный оборот необходимо активизировать передачу неиспользуемых земельных участков из федеральной собственности в собственность либо распоряжение Самарской области.
5. Переход от точечного освоения земель
к комплексному развитию территорий
В настоящее время на территории Самарской области существует практика предоставления земельных участков в границах уже сложившихся землепользований. Комплексный подход к освоению территорий практически не используется. Это приводит к нерациональному использованию земель, возникновению земельных споров и т.п. При отводе указанных земельных участков не решается вопрос о создании необходимой инфраструктуры. Указанная ситуация в конечном счете отражается на качестве жизни людей. На необходимость перехода к комплексному освоению земель было прямо указано Президентом Российской Федерации на заседании Президиума Госсовета 09.10.2012.
В этих целях необходима реализация следующих мер:
переход к определению органами, уполномоченными в сфере земельных отношений, месторасположения земельных участков, которые будут предоставляться для тех или иных целей;
ужесточение условий для точечного освоения уже выделенных участков в границах сложившихся землепользований с учетом экологических рисков, социальной необходимости, градостроительных правил и норм, а также с учетом архитектурного облика населенного пункта;
нормативное закрепление возможности предоставления участков для точечного освоения в исключительных случаях, определение перечня таких участков, а также порядка их предоставления.
6. Упрощение процедуры оформления прав на земельные участки
В настоящее время процедура оформления прав на земельные участки на территории Самарской области является сложной и длительной.
Необходима реализация следующего комплекса мер:
централизация процесса управления земельными участками путем закрепления максимального объема полномочий в сфере использования земель за единым исполнительным органом государственной власти;
сокращение сроков предоставления земельных участков;
сокращение перечня документов, необходимых для предоставления земельных участков;
предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений в электронной форме.
7. Оптимизация процесса оформления
земельных участков в садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях граждан
Большинство существующих на территории Самарской области садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан сформированы в советский период. В настоящее время члены таких товариществ сталкиваются с проблемой оформления прав на свои земельные участки по причине отсутствия документов за давностью лет. Данная ситуация способствует росту различного рода злоупотреблений и нарушению прав членов садоводческих товариществ, а также приводит к недополучению налогов в местные бюджеты.
Необходима реализация следующего комплекса мер:
проведение анализа документов по отводу земельных участков под садоводческие товарищества;
разработка механизма контроля количественного и персонального состава садоводческих товариществ с целью предотвращения подделки документов об отводе земельных участков и искусственного растягивания границ земельного участка товарищества;
определение точных границ отведенных садоводческим товариществам земельных участков;
создание детальной карты территорий садоводческих товариществ в целях последующего оформления прав на земельные участки;
усиление контроля за созданием новых садоводческих товариществ в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
8. Разработка и утверждение порядка бесплатного
предоставления земельных участков в собственность
граждан и юридических лиц в исключительных случаях
Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц за плату.
Вместе с тем на территории Самарской области возможность предоставления земельных участков в собственность бесплатно практически не ограничена (статья 9 Закона Самарской области "О земле").
В целях упорядочения отвода земельных участков, нивелирования коррупционных рисков необходима реализация следующих мер:
разработка и внедрение механизма предоставления земельных участков в собственность бесплатно, основанного на принципе исключительности случаев такого предоставления;
четкая регламентация исключительных случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно, категорий лиц, которые будут обладать этим правом;
разработка пошагового регламента бесплатного предоставления таких земельных участков, дающего возможность тщательного контроля и пресечения коррупционных проявлений при бесплатном предоставлении земельных участков. Указанный механизм должен быть сбалансированным, не содержать норм, делающих легальное бесплатное предоставление земельных участков фактически невыполнимым.
9. Установление исчерпывающего перечня случаев и разработка
механизма льготного предоставления земельных участков,
в том числе без проведения торгов, в целях реализации
первоочередных социально-экономических задач
Реализация данного направления государственной земельной политики Самарской области имеет своей целью поддержку социально незащищенных слоев населения, а также решение особо важных государственных задач.
10. Установление льготных условий
приобретения земельных участков,
занимаемых зданиями, строениями, сооружениями
С 01.07.2012 на федеральном уровне ограничено применение нормы, предусматривающей льготный размер выкупной стоимости земельных участков, занимаемых объектами недвижимого имущества (статья 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Самарская область как субъект Российской Федерации обладает и намерена воспользоваться правом установки льготных условий для выкупа земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Самарской области, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемых зданиями, строениями. Предполагаемый срок установления льготного срока выкупа - до 01.01.2015.
Для реализации этого права необходимо осуществить ряд мер:
установление дифференцированного подхода к определению размера выкупной стоимости земельных участков;
определение категорий лиц, которым будет предоставлено право льготного выкупа земельных участков;
разработка и внедрение прозрачного порядка и формулы расчета выкупной цены.
11. Совершенствование порядка предоставления
земельных участков по результатам торгов
В целях повышения прозрачности проведения торгов, исключения необоснованного завышения цен, итогом которого является большое количество неиспользуемых земельных участков и недополучение средств в бюджеты разных уровней, необходимо реформировать методику организации и проведения торгов, для чего необходима реализация следующих мер:
совершенствование механизма предоставления земельных участков по результатам прозрачных конкурсов и аукционов;
закрепление функций организатора либо координатора торгов за органом, уполномоченным на предоставление земельных участков.
12. Дифференциация размера платы за пользование
земельными участками и срока такого использования
в зависимости от цели предоставления земельных участков,
в том числе для размещения линейных объектов,
временных объектов и т.п.
В целях достижения максимальной прозрачности формулы расчета размера арендной платы за землю необходима реализация следующих мер:
определение размера арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка с учетом цели использования земельного участка;
нормативная регламентация сроков, на которые земельные участки предоставляются в пользование, в зависимости от вида объекта, размещаемого на земельном участке (временный или капитальный).
13. Регламентация условий использования земельных участков
для размещения временных объектов
В настоящее время процесс размещения объектов, для установки которых не требуется получение разрешения на строительство, в том числе временных объектов, недостаточно урегулирован. Размещение объектов осуществляется без учета архитектурного облика населенного пункта, норм пожарной безопасности и иных правил.
Для упорядочения работы по размещению временных объектов, в том числе объектов потребительского рынка, необходима реализация следующих мер:
инвентаризация временных объектов (в том числе объектов потребительского рынка), размещенных на территории Самарской области;
разработка расчетной модели размещения временных объектов, в том числе объектов потребительского рынка, с учетом прогнозного плана развития территорий, демографической ситуации, соответствия установленным федеральным нормативам, инфраструктурного развития территорий и прочих необходимых показателей;
разработка и типизация видов временных объектов для разрешенного размещения в соответствии с целевым назначением и с учетом архитектурного облика территорий;
разработка и внедрение упрощенного механизма предоставления альтернативного земельного участка в случае необходимости демонтажа и переноса временного объекта, размещенного на законных основаниях, а также в случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора;
разработка и внедрение механизма демонтажа, эвакуации, хранения и утилизации незаконно размещенных временных объектов.
14. Снижение числа посреднических схем
в сфере использования земельных участков
Анализ сделок с земельными участками на территории Самарской области выявил значительное количество сделок по льготному приобретению земельных участков с целью последующей немедленной переуступки указанных участков третьим лицам, зачастую с использованием коррупционных схем.
С целью снижения количества посредников в обороте земель, повышения прозрачности земельных отношений необходимо разработать и законодательно закрепить механизм, способствующий исключению возможности реализации посреднических и коррупционных схем.
15. Максимальное вовлечение
в оборот земель сельскохозяйственного назначения
В целях обеспечения продовольственной безопасности Самарской области, а также повышения доли потребления продукции местного производства необходима реализация следующих мер:
усиление контроля за переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий;
осуществление постоянного контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения;
усовершенствование механизма изъятия земельных участков у лиц, не использующих земельные участки либо использующих земельные участки не по целевому назначению.
16. Совершенствование оборота лесных участков
В целях сохранения лесного фонда, поддержания баланса экосистемы Самарской области, а также упорядочения пользования лесными участками необходима реализация следующих мер:
определение точных границ лесов в Самарской области;
установка режима использования лесов в Самарской области, исключающего возможность их нерационального использования и уничтожения;
разработка и внедрение механизма легализации исторически сложившегося землепользования в случае невозможности восстановления лесов на соответствующей территории.
IV. Меры по осуществлению государственной
земельной политики Самарской области
Государственная земельная политика Самарской области осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:
разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование земельно-имущественных отношений в соответствии с направлениями земельной политики;
разработка и осуществление программ по соответствующим направлениям земельной политики;
контроль и надзор за деятельностью уполномоченных органов по реализации земельной политики.
------------------------------------------------------------------