Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2013 по делу N А55-27232/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Решения Думы городского округа Самара от 19.07.2012 N 242 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61" в части изменения зоны Ц-3 на зону Р-2 по нечетной стороне проспекта Кирова от Московского шоссе до улицы Стара-Загора в части принадлежащей ООО "ИСК "Дом" земельных участков">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу № А55-27232/2012

Арбитражный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Мальцева Н.А.
судей: Коршиковой Е.В., Филатова М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брылевой Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО ИСК "Дом", г. Самара
к Думе городского округа Самара, Главе городского округа Самара
с участием третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области, ЖСК № 199, ТСЖ "Проспект", ТОС "13 микрорайон" Кировского района городского округа Самара
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в заседании:
от ООО "Инвестиционно-строительная компания "Дом" - А., доверенность от 01.03.2012, К., доверенность от 10.10.2012
от Думы городского округа Самара - С., доверенность
от Главы городского округа Самара - Л., доверенность
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Ф., доверенность от 18.09.2013
от Министерства строительства Самарской области - Л., доверенность от 10.10.2013
от ЖСК № 199 - Б., доверенность
от ТСЖ "Проспект" - Х., доверенность от 11.02.2013, К., доверенность, Б., доверенность от 11.02.2013
от Прокуратуры Самарской области - Л., удостоверение

установил:

ООО "ИСК "Дом" обратилось в суд с заявлением к Думе городского округа Самара, Главе городского округа Самара о признании Решения Думы городского округа Самара от 19.07.2012 № 242 в части изменения зоны Ц-3 на зону Р-2 по нечетной стороне проспекта Кирова от Московского шоссе до улицы Стара-Загора в части принадлежащей ООО "ИСК "Дом" земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0216001:12, 63:01:0216001:11, 63:01:0216001:10, 63:01:0216001:09 недействующим и не соответствующим положениям статей 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя заявление поддержали, просили его удовлетворить.
Представители Думы городского округа Самара, Главы городского округа Самара в судебном заседании заявление не признали, считают, что отсутствуют основания для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Представители Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, ЖСК № 199, ТСЖ "Проспект" в судебном заседании не согласились с заявлением, считают, что оспариваемый нормативный правовой акт вынесен в соответствии с законом и в интересах жителей г. Самары.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебном заседании оставила разрешение данного заявления на усмотрение суда.
Прокурор в судебном заседании не согласились с заявлением, считает, что оспариваемый нормативный правовой акт вынесен в соответствии с законом.
Остальные участники в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления необходимо отказать по следующим основаниям.
Из содержания ст. 192 АПК РФ следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании установлено, что 19 июля 2012 года Думой городского округа Самара принято Решение № 242 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61", в соответствии с которым внесены изменения в Приложение № 3 "Карты правового зонирования города Самары" к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре (том 3, л.д. 104-113).
В пункте 1 Приложения № 1 к Решению Думы городского округа Самара от 19.07.2012 указано следующее.
"Территория по нечетной стороне проспекта Кирова от Московского шоссе до улицы Стара-Загора; по нечетной стороне проспекта Кирова от улицы Стара-Загора до проспекта Карла Маркса; по четной стороне улицы Стара-Загора от проспекта Кирова до улицы Георгия Димитрова; по нечетной стороне улицы Стара-Загора от проспекта Кирова до улицы Ташкентской в Кировском районе.
Целевое назначение земельного участка по Карте правового зонирования - Ц-3 (зона обслуживания населения местного (районного) значения) и Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей).
Изменение частей зон Ц-3 и Ж-4 (площадью 167997 кв. м) на зону Р-2 (зона парков, бульваров, набережных) согласно Рисунку 1 Приложения 2 к настоящему Решению".
Согласно схемы № 1 Приложения 2 к Решению Думы городского округа Самара от 19.07.2012 на территории по нечетной стороне проспекта Кирова от Московского шоссе до улицы Стара-Загора, на которой расположены арендованные ООО "ИСК "Дом" земельные участки (том 3, л.д. 129-32, 144; том 1, л.д. 23-26, 62-64, 100-102, 137-139), в т.ч. площадью 1008,5 кв. м (кадастровый номер 63:01:0216001:0009), 893,2 кв. м (кадастровый номер 63:01:0216001:0012), 958,5 кв. м (кадастровый номер 63:01:0216001:0011), 997,0 кв. м (кадастровый номер 63:01:0216001:0010) изменен вид территориального зонирования земельного участка: с зоны Ц-3 (зона обслуживания населения местного (районного) значения) на зону Р-2 (зона парков, бульваров и набережных).
28 июля 2012 г. текст Решения Думы городского округа Самара № 242 официально опубликован в "Самарской Газете", № 133 (4910) (том 3, л.д. 128).
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что является арендатором вышеуказанных четырех земельных участков, предоставленных ему в аренду с конкретным целевым назначением - для строительства жилого комплекса, в связи с чем ему были утверждены Градостроительные планы земельных участков, где предусмотрен градостроительный регламент, соответствующий территориальной зоне Ц-3 ("Зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения").
Заявителем уже понесены определенные расходы для начала строительства домов, в то же время, принятие Думой городского округа Самара оспариваемого заявителем решения привело к изменению разрешенного использования земельных участков, и невозможности заявителем использовать земельные участки по назначению - для строительства жилых домов, что не соответствует положениям статей 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права.
Судом исследованы данные обстоятельства и установлено следующее.
Согласно подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, в том числе они вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право землепользователя по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством Правилами землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство. По смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ГПЗУ является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство. Изменение Правил в городе Самаре после выдачи ГПЗУ не противоречит статьям 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 40, 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п. которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке Правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков и иных землепользователей в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Как усматривается из материалов дела, перед принятием оспариваемого судебного акта, органы местного самоуправления провели Публичные слушания, на которых большинство жителей города Самары проголосовало за внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре путем смены зоны Ц-3 (зона обслуживания населения местного (районного) значения) на зону Р-2 (зона парков, бульваров и набережных). Согласно Заключению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (л.д. 1, т. 3) изменение зоны с Ц-3 на Р-2 возможно. Комиссия по застройке и землепользованию при Главе городского округа, проанализировав имеющиеся документы, а также обращение жителей Кировского района г. Самары (л.д. 88-103, т. 3), вынесла Заключение от 06.06.2012, в п. 6 которого указала на возможность смены зонирования (л.д. 13, т. 3).
При этом, участвующие в судебном заседании представители ЖСК № 199, ТСЖ "Проспект" пояснили, что их дома находятся в непосредственной близости от участков заявителя и строительство высотных жилых домов ухудшит экологическую обстановку в районе, создаст дополнительные препятствия для организации нормального отдыха жителей.
В статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения городского округа, которые должны решать органы местного самоуправления.
К ним, в частности, относятся такие вопросы, как организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Учитывая мнение жителей города Самары, результаты Публичных слушаний, и положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления приняли оспариваемый нормативный правовой акт, установив разумный, справедливый баланс между всеми заинтересованными лицами.
При этом, заявитель не лишен возможности осваивать предоставленные ему земельные участки, но уже с учетом внесенных изменений, либо отказаться от их освоения, потребовав компенсации причиненных ему убытков с виновных лиц.
При таких обстоятельствах, решение Думы городского округа Самара от 19.07.2012 № 242 в части изменения зоны Ц-3 на зону Р-2 по нечетной стороне проспекта Кирова от Московского шоссе до улицы Стара-Загора в части принадлежащей ООО "ИСК "Дом" земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0216001:12, 63:01:0216001:11, 63:01:0216001:10, 63:01:0216001:09 соответствует положениям статей 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, и в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 177, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать Решение Думы городского округа Самара от 19.07.2012 № 242 в части изменения зоны Ц-3 на зону Р-2 по нечетной стороне проспекта Кирова от Московского шоссе до улицы Стара-Загора в части принадлежащей ООО "ИСК "Дом" земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0216001:12, 63:01:0216001:11, 63:01:0216001:10, 63:01:0216001:09 соответствующим положениям статей 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, и в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд Самарской области.

Председательствующий
Н.А.МАЛЬЦЕВ

Судьи
Е.В.КОРШИКОВА
М.В.ФИЛАТОВ


------------------------------------------------------------------